Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Скульптурное убранство

Печать

В 1555 году, когда фасад был закончен, он получил и свое скульптурное убранство. Это — удивительное по гар­монии соединение двух видов искусства, где Гужону-вая­телю, безусловно, помогли архитектурные познания. Особенная сдержанность, с которой Леско пользовался противопоставлением объемов, отчего линия фасада отли­чается большим спокойствием, находит поддержку в уме­ренной объемности гужоновской скульптуры (круглые статуи в нишах — более позднее добавление). Скульптура сосредоточена в обрамлении окон третьего этажа и на риза­литах. Аллегорические фигуры фланкируют круглые окна над входами, богатый рельеф украшает фронтоны. Пласти­ка не перегружает здание, но деликатно аккомпанирует его строгим, ясным ритмам. Все говорит о чувстве меры и отточенном вкусе создателей дворца. Легкий и изящный, он по праву считается венцом ренессансного зодчества Франции.

Последний крупный архитектор XVI века Жак Андруэ Дюсерсо (1510—1585) пережил своих современников и стал свидетелем смутных времен гражданских войн, затор­мозивших строительство в стране. Он больше теоретик, чем практик, теория его базируется на изучении античности и свободной ее интерпретации в соединении с националь­ным наследием, как у всех предыдущих мастеров. После Дюсерсо осталось много оригинальных, но не осуществлен­ных проектов, в них уже заметна предбарочная динамика форм. Наиболее важный и поистине бесценный для совре­менных историков архитектуры труд Дюсерсо (конец семидесятых годов) — «Прекраснейшие постройки Фран­ции», в котором воспроизведены облик и планы многих замков и других зданий того времени. По ним можно судить об изменениях, внесенных позднейшими переделками в поныне существующие памятники, и о том, как выглядели безвозвратно утраченные.

Таково творчество ведущих зодчих XVI века, чья дея­тельность неразрывно связана с Парижем и центром Фран­ции. Здесь с наибольшей яркостью проявились главные особенности архитектуры французского Возрождения. Хотя политическое и экономическое объединение королев­ства и способствовало рождению единой, национальной культуры, все же продолжали существовать местные школы со своими особенностями. Архитектура Нормандии была более сурова, чем бургундская; лотарингская несла боль­шую долю итальянского влияния; южная Франция дала своеобразный вариант насыщенного декора, в котором ска­зались впечатления от античных памятников Прованса и Лангедока.

Именно здесь, в Тулузе, протекала деятельность Никола Башелье (ок. 1487—1550), в юности работавшего у Микеланджело. Построенный им особняк купца Асседа — несколь­ко тяжеловесен в пропорциях, но величествен и наряден. Два трехэтажных корпуса с плоскими крышами, на стыке которых поднимается многоярусная башня, образуют двор, замыкающийся аркадной галереей с примкнувшими к ней воротами. Окна корпусов вписаны в арки, и между ними стоят сдвоенные колонны ионического и дорического орде­ров. Фасады отличаются насыщенной светотеневой игрой.

 
  Ратуша  в Божанси

Ратуша  в Божанси. 1526

Характерно, что заказчиком особняка был богатый тор­говец. Не только для знати, но и для буржуа образцом при строительстве жилого дома, особняка или общественного здания, оказывается все тот же замок-дворец, воплощавший новые архитектурные нормы. Об этом свидетельствует облик отеля д'Эковиль города Кана, ратуши города Бо­жанси (илл. 89) и целого ряда других домов, сохранивших­ся в Руане, Лоше, Орлеане, Туре.

В основном — гражданская, архитектура Франции в об­ласти культового строительства дала мало нового. Здесь вплоть до конца века обращались к старым планам и кон­струкциям. Даже такие соборы, как Сент-Эсташ в Париже и Сен-Мишель в Дижоне, начатые в тридцатые годы XVI века и строившиеся до XVII столетия, повторяют готическую планировку, сохраняют нервюрные своды и аркбутаны, и меняется в них только декор.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства