Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Соборы - памятники готической архитекту­ры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Соборы - памятники готической архитекту­ры

Печать

С огромным мастерством умели соединить строители декоративное оформление и архитектурную основу, так что скульптура неизменно подчинялась тектонике здания. В тимпанах порталов, акцентируя вход, размещались сю­жетные композиции. Отдельные удлиненные фигуры свя­тых, сквозные треугольные фронтоны-вимперги над арками, ажурные башенки-фиалы с крестоцветами снимали тяжесть строительного материала — тесаного камня — и усилива­ли видимость движения вверх. Внутри собора опорные столбы обращивались пучками тонких колонок, завершав­шихся сочной резьбой капителей, архивольты арок и нер­вюры покрывались профилировкой.

Средневековый собор немыслим без витража. Огромные пространства, остававшиеся между простенками готического сооружения, заполнялись красочными прозрачными карти­нами. Есть нечто эфемерное в изменчивой жизни витража. Его краски оживают при свете, делаются ликующими, звонкими под лучами солнца, тускнеют в пасмурную пого­ду, умирают в темноте. Эта меняющаяся феерия придает новую фантастическую жизнь помещению, окрашивая свет, отбрасывая цветные скользящие пятна на скульптуру, сливаясь с мерцанием позолоты резных алтарей. Два эле­мента — рисунок и цвет — сближают их с живописью. Неудивительно, что станковые картины, на раннем этапе их существования, испытывали на себе определенное воз­действие витража.

Идейная программа соборного комплекса разрабатыва­лась и совершенствовалась на протяжении веков крупней­шими теологами средневековья. В соответствии с методом схоластической философии, стремившейся к созданию незыблемой, законченной во всех доказательствах системы объяснения мироздания, образная система собора мысли­лась как воплощение всех христианских знаний — бого­словских, моральных, исторических и зачатков естественно­научных. Требование единства и синтеза предъявлялось и к строительной практике.

Самые гармоничные памятники готической архитекту­ры — соборы Шартра, Амьена, Реймса, где все конструк­тивные и декоративные элементы сведены в единый логи­ческий ансамбль, были созданы в конце XII и в XIII веке, в период «высокой готики». XIII век по праву считается вершиной в развитии готической культуры. Одним из глав­ных требований этой эпохи, предъявляемых как к философ­скому трактату, так и к произведению искусства, стало требование порядка и логики в изложении мысли. Тогда появилось деление на части книги, парижская школа ввела ритмическое обозначение в музыке; скульптурная компози­ция церковных порталов обрела простоту и четкость чле­нений.

Французские зодчие XIV века еще не пренебрегают этими законами, но в объемах их соборов уже чувствуется стремление к большей легкости за счет увеличения декора и усложнения конструктивных деталей. Таким образом, прежнее правило строгого соотнесения частей и целого ставится под угрозу. Готическая архитектура постепенно вступает в последнюю фазу развития.

Все же архитектура готики — это прежде всего архитек­тура растущих городов. Она не могла не сталкиваться с необходимостью организации рыночных площадей, соору­жения гостиных дворов, муниципальных зданий, больниц, домов призрения, поясов городских укреплений, дозорных башен, мостов, колодцев, дворцов для светской и духовной знати, университетов и, конечно же, жилых домов.

Последнее обновление ( 25.01.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства