Главная arrow История arrow Гравюра 20 века стран Западной Европы и Америки arrow Совершенствование техник гравюры и изобретение новых
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Совершенствование техник гравюры и изобретение новых

Печать

В 1890-е годы в творчестве ряда ведущих художников, заинтересовавшихся техникой гравюры, особенно во Франции, происходят значительные изменения, связанные с расширением возможностей самой гравюры, пересматривается эстетика этого вида искусства. Действительно, в творчестве Поля Гогена и Эдварда Мунка складываются новые принципы гравюры на дереве, Анри Тулуз-Лотрек вносит большой вклад в развитие цветной литографии, Джеймс Уистлер совершенствует технику офорта.

Почти все наиболее крупные художники конца 19 — начала 20 века пробовали свои силы в гравюре. Значительное влияние на весь путь искусства в начале 20 века оказало «поколение 90-х годов» во Франции. Продолжая традиции «Общества офортистов», созданного в Париже в 1862 году, и общества «Французские художники-граверы», основанного там же в 1889 году (в Лондоне тоже вскоре было создано общество «Художники-офортисты»), живописцы один за другим обращаются к этому виду искусства. Они ищут близкие к живописным приемы в гравюре, и иногда это дает неожиданные результаты, приводя к чисто техническим и изобразительным новшествам.

Изменения в области изобразительных средств гравюры были продиктованы и рядом других причин. Появление и развитие фотомеханических способов изображения, особенно на первых порах, способствовало отказу граверов от присущей фотографии документальной верности в деталях, что в какой-то мере повлияло на поиски иных средств выразительности и вызвало упадок одних способов гравюры (в основном, репродукционных) и, наоборот, подъем тех, в которых ее специфика проявляется особенно ярко.

Наряду с большими изменениями в технике старых видов гравюры были изобретены новые способы печати: в начале века появляется гравюра на линолеуме, в США в 1930 — 1940-е годы — сериграфия (шелкография).

Еще в конце 19 века получает распространение характерное для 20 века увлечение техникой и материалом гравюры, усиливаются поиски декоративности, что порой вытесняет интерес к самому сюжету. Вместе с тем увеличивается прикладное назначение гравюры: активно развиваются плакат и иллюстрация.

Богатые изобразительные возможности и массовость гравюры выдвинули ее на одно из первых мест в борьбе за передовое современное искусство. Именно в гравюре нашла свое наиболее яркое воплощение социальная тема, поднятая еще художниками 19 века. Наиболее крупные мастера гравюры 20 века: Кэте Кольвиц, Пабло Пикассо, Фрэнк Бренгвин, Франс Мазерель — каждый по-своему, сумели придать этой теме большую значительность и глубину. Их творчество представляет собой сознательную оценку действительности с передовых позиций и принадлежит к наиболее выдающимся явлениям в искусстве нашей эпохи.

В гравюре 20 века можно проследить и свойственное времени тяготение к синтезу искусств, да и не только искусств. Вопросы соединения человеческих знаний перешагнули границы научных исследований и вошли в повседневную практику. При анализе произведений современного искусства мы часто наблюдаем сплав средств выразительности самого различного происхождения, обнаруживая их истоки не только в литературе, как это было в основном в 18 — 19 веках, но и в музыке, театре, и особенно в искусстве кино. Это ярко проявилось в графике Франса Мазереля.

Наиболее значительными школами гравюры в 20 веке остаются французская и немецкая. Но и другие страны Европы: Бельгия, Голландия, Швейцария, Норвегия — выдвигают своих больших мастеров.

 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства