Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Советская книжная ксилография
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Советская книжная ксилография

Печать

В конце войны, в 1945 году Г. А. Ечеистовым были созданы строгие и взволнованные иллюстрации к «Дон-Жуану» Дж. Байрона, ставшие одной из наиболее ярких работ художника в этот период.

Значительным произведением советской книжной ксилографии первого послевоенного десятилетия стала серия иллюстраций В. А. Фаворского к «Слову о полку Игореве» (1950).

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1950 В. Фаворский

В. А. Фаворский обратился к иллюстрированию «Слова о полку Игореве» сложившимся мастером с ясным мировоззрением и цельной художественной концепцией. Художник сумел понять народность, образность поэмы. Он иллюстрировал ее четыре раза: в 1937 — выполнил гравюры для издания, вышедшего в 1938 году; в том же 1937 —сделал станковые иллюстрации к «Слову» для экспозиции Литературного музея; в 1948 — подготовил гравюры для неосуществленного издания Гослитиздата и в 1950 — оформил издание Детгиза. Эта работа была отмечена Ленинской премией.

В небольших по размеру гравюрах художником подробно разработан пейзаж — фон, на котором разворачивается действие. То замедляя, то ускоряя ход событий, изображаемая художником природа как бы втянута в повествование, являя собой то целое, частью которого является человек. Эта природа — русская земля, мысль о страданиях и счастье которой всецело владела сознанием и сердцем людей, переживших войну. В. А. Фаворскому удалось достичь той зрительной целостности, которая подобна песне, единому поэтическому произведению.

В годы войны и в послевоенный период не оставляли книжную ксилографию и ученики Фаворского старшего поколения, такие, как А. Д. Гончаров и М. И. Пиков. Со вниманием к возможностям тоновой ксилографии, с которой поначалу спорила московская гравюра на дереве, но при сохранении композиционной цельности выполнен М. И. Пиковым «Портрет Бернарда Шоу» (1943). В дальнейшем в русле тех же творческих исканий был осуществлен художником цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте (1963 — 1966).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства