Главная arrow Духовность искусств arrow Создание мира в изобразительном искусстве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Создание мира в изобразительном искусстве

Печать

Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos —предание, сказание). Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и наделенной разумом. Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным. Мифы выполняли функцию, связанную с обеспечением социального и мирового порядка —космоса (греч. kosmos —порядок), с поддержанием традиции и непрерывности культурного развития. В частности, они способствовали выработке погребальной традиции, важной для нормального функционирования общества, его долговечности и культурного воспроизводства.

 

Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план так называемые космогонические мифы о сотворении мира. Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Некто сотворил неким образом нечто».

 

Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theos — бог + goneia — рождение) — мифы о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы.

 

Сначала спящая земля - Гея поднялась из хаоса и родила небо - Урана. Уран и Гея породили титанов и одноглазых циклопов. Но когда Гея родила сторуких великанов, Уран, ужаснувшись, низверг их в Тартар. Оскорбленная Гея, утомленная плодовитостью мужа, подговорила детей отомстить отцу. Титан Крон оскопил Урана и занял его место. Опасаясь, что дети поступят с ним так же, он проглатывал новорожденных. Спасенный матерью Зевс в жестокой схватке победил Крона, заставил изрыгнуть всех проглоченных братьев и сестер и воцарился с ними на Олимпе. Заключительной фазой борьбы младшего поколения богов-олимпийцев с титанами стала победа Зевса над стоголовым чудовищем Тифоном и змееногими гигантами, рожденными Геей из крови оскопленного Урана.

«Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из которого появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики).

 

Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисского демиурга Птаха, создающего предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекого к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийного к социальному.

 

Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира — вертикальную и горизонтальную. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. На этих трех уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный орлом на верхнем уровне; оленями, поедающими листья, на среднем уровне; змеем, грызущим корни, — на нижнем. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки). Число 3 стало в мифопоэтической традиции символом динамического процесса (рождение, жизнь, смерть) и абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют). Эквивалентом мирового древа являлась мировая гора, которая не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Образ мирового древа (горы) в вертикальной модели получил множество воплощений. Это обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм.

 

Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие «центра мира» — центральной точки в эфире, где произошел акт творения, и от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях (вперед, назад, вправо, влево). Горизонтальная модель мира включает в себя четыре времени года, четыре части суток, четыре первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух). Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат, пирамида, ступа, пагода, церковь. Горизонтальная модель противопоставляет освоенную людьми часть земли неупорядоченному миру, находящемуся за ее пределами. По сути, это противопоставление понятий «культура — природа» . В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги. В Древнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.

 

Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию — колдовство, осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений. К примеру, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, — как происходящие в действительности.

 

Совокупность магических действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенное время, составляла обряд (ритуал). Обряд воспроизводил первичный миф как действие, совершенное якобы в начале времен и необходимое «здесь и сейчас» для поддержания мирового порядка. По сути, он был единственным способом иллюзорного овладения миром, способом обеспечить военную победу, удачную охоту или рыбную ловлю, хороший урожай, уберечь от ранений и болезней. В условиях могущественной, часто враждебной природы он был для первобытного человека такой же жизненной правдой, как все его практические действия — собирательство, охота, пахота, жатва.

 

Одним из наиболее древних и важных являлся обряд плодородия. Он связан с представлением о том, что смерть божества растительности знаменует смерть природы, а его воскресение обеспечивает новый расцвет производительных сил земли. Обряд включал магические заклинания земли, моления богам об урожае, театрализованное действо, воспроизводящее в лицах миф о божествах растительности. Примером может служить обряд, посвященный египетскому богу плодородия Осирису, смерть и воскресение которого не что иное как мифологизация цикла увядания и цветения природы, ежегодного посева и прорастания зерна.

 

Осирис — древний «бог зерна, пришедший из другой страны» и ставший правителем Египта, был убит своим коварным братом, богом пустыни Сетом, желавшим занять трон. Исида, супруга Осириса, чудесным образом зачала от мертвого мужа и родила сына — мстителя Хора (Гора), который одолел Сета в борьбе и тяжбе перед богами, а затем воскресил отца при помощи чудодейственного глаза. Воскресение Осириса связывалось с началом всходов, а сам он стал править в царстве мертвых, сделавшись судьей в загробном мире.

 

Ежегодный ритуал являл собой настоящий акт художественного творчества, в котором магические заклинания, маски, костюмы, музыка, соответствующие движения составляли единое целое. Жрецы, наряженные в костюмы и маски богов — героев мифа, разыгрывали эпизоды из мифа об Осирисе: выезд бога, его убийство, погребение, расправу Хора над врагами, всеобщее ликование по поводу воскресения. Главное место в действе занимал так называемый великий выход, когда жрец в маске осла, изображая Сета, расчленял муляж Осириса на четырнадцать кусков и разбрасывал их по «всему Египту». Тем самым он как бы воспроизводил ситуацию, когда силам космоса, пришедшим в упадок, противостоит набравший силы хаос. Весьма выразительно разыгрывались страдания умирающего бога, его контакт с демоническими силами мрака. Исида в образе нильской голубки отыскивала части тела, собирала их и оплакивала любимого мужа. Жрец в образе бога-бальзамировщика Анубиса с головой шакала мумифицировал и погребал собранную плоть. Сокол Хор вступал в битву с врагами, которых возглавлял Сет, и побеждал их. Далее следовало ритуальное очищение и возвращение Осириса в «социум» в статусе бога подземного мира и справедливого судьи мертвых. Роковой поединок, как «в начале», завершался победой порядка и воссозданием нового (но по образцу старого) мира.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства