Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Специфика готической культуры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Специфика готической культуры

Печать

Эволюция многогранной жизни феодального общества предвещала грядущие перемены. Специфика готической культуры во многом была обусловлена рождением и расцве­том городов. Развитие ремесел и торговли настойчиво об­ращало людей к мирским заботам, требовало от них обра­зованности, более широкого кругозора. Давно пошатнулась монополия монастырей в делах образования: первые город­ские школы появились еще в XII веке, а к концу XIV сто­летия они были даже во многих небольших местечках. Городская жизнь способствовала раскрепощению человека, создавала условия для более активного проявления лично­сти. И касалось это не только практических дел, но и ду­ховных потребностей. Жители города любили участвовать в театрализованных представлениях, которые в празднич­ные дни разыгрывались на папертях соборов и городских площадях. Уже с XIII века некоторые города регулярно проводили поэтические состязания.

Средоточием мысли стали университеты. Они играли огромную роль не только в интеллектуальной, но и в политической жизни общества. С этой силой римская церковь считалась и, опасаясь вольнодумства, неусыпно держала их под контролем. И все же, несмотря на все старания папства, университетская среда оставалась беспокойным центром непрестанных столкновений официальной теологической доктрины с материалистическими идеями и начальными формами опытного познания действительности. К помощи университетов прибегали в своей борьбе за единовластие короли: они нуждались в юридическом и философском обоснованиях своих притязаний. Из числа университетских выпускников формировался и административно-бюрократический аппарат — непременный спутник централизованной государственной власти.

Города охотно поддерживали королевскую политику, видя в ней защиту от феодального произвола. Короли Франции, в свою очередь, не довольствовались собиранием земель и ограничением свобод феодальной вольницы: доби­ваясь полной независимости в ведении государственных дел, они вели настойчивое наступление на церковь.

При королевском дворе и в его окружении создается особый, более рафинированный вариант светской культуры. Подчиняя себе феодалов, король остается крупнейшим сре­ди них. И он, и его приближенные — представители знат­нейших французских семейств — это цвет рыцарства. Нра­вами, этикой и моралью этой среды управляет кодекс ры­царской чести, считающий главными достоинствами рыцаря верность сеньору и военную доблесть. Тренировки в вер­ховой езде, ношение доспеха, владение оружием с детства развивали в нем жажду военной славы. Недаром даже в мирное время кульминацией любого праздника становился турнир, где в поединке можно было доказать перед толпой зрителей превосходство над противником в ловкости, силе и отваге. Но другим непременным качеством совершенного рыцаря было искусство галантного служения даме. Перво­начальная необходимость почтительного подчинения вас­сала жене сеньора с течением времени превратилась в изощренную игру со множеством требующих неукоснитель­ного исполнения куртуазных правил.

Оба эти аспекта, ярко воплотившиеся в литературе и изобразительном искусстве, внесли своеобразный оттенок даже в религиозную жизнь: всем другим святым рыцарь предпочитал близких по духу святых-воителей: Георгия Победоносца, Мартина и Маврикия, архангела Михаила; а культ прекрасной дамы отразился в мистическом почита­нии богоматери. Излюбленное чтение составляли рыцар­ские романы с их фантастической вязью опасных приклю­чений героя и совершаемых им во имя сеньора и возлюб­ленной подвигов. С XIV века залы замков украшаются росписями   и   шпалерами,  представляющими знаменитые битвы, в которых прославились предки владельца, или изысканными сценами придворных развлечений: охот, га­лантных ухаживаний, турниров.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства