Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Станковая гравюра в искусстве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Legrand dupontт galea life саванна Corian gray Savannah stoleshnica.ritero.ru. . Курсы на международные права судоводителя как получить яхтенные права.

Станковая гравюра в искусстве

Печать

Интерес к станковой гравюре в искусстве этого времени стал так велик, что многие художники, как, например, литовская художница Альбина Макунайте или Анатолий Каштан, работали в таком жанре гравюры, как отвлеченная от книжной конструкции станковая иллюстрация, где литературное произведение служит только поводом к решению тех или иных пластических или философско-этических проблем. Все более широкое развитие получает гравюра в национальных художественных школах в советских республиках.

В 1960-е годы интерес к графике, к ее профессиональным и народным традициям становится столь активен, что помимо Москвы и Ленинграда, столиц союзных республик создаются новые центры гравюры. Таким центром стала Сибирь, генерирующая яркое самобытное искусство. Передвижные выставки, издания по искусству, творческие командировки художников, разветвленная сеть художественных вузов создают условия для объединения различных художественных истоков в пределах единой графической культуры.

Иллюстрация к книге И. Стоуна «Жажда жизни». 1958—1960 Д.Бисти

В книжной иллюстрации в эти годы работает Дмитрий Спиридонович Бисти. Среди его работ наибольшего внимания заслуживает серия иллюстраций к книге И. Стоуна «Жажда жизни» (1958). В выразительных средствах черно-белой гравюры художник, от природы одаренный непосредственным чувством цвета, сумел найти созвучие живописи, что было естественно и органично в книге о живописце. В таких значительных работах Бисти следующего десятилетия, как иллюстрации к поэме В. Маяковского «В. И. Ленин», стихам и поэмам Э. Багрицкого, поэме Е. Исаева «Суд памяти», ощутимо желание выйти из книги в область монументального искусства. Иллюстрации к произведениям Гомера («Илиада», 19775 «Одиссея», 1978 — 1979) — особая страница в творчестве Бисти. Образная основа его ксилографии — передача ощущения земли, словно купающейся в солнечном свете. Этот свет иногда частично «размывает» контуры предметов, делая героев похожими на тех, что изображены в бронзовых статуэтках гомеровского периода. Причем это сходство в гравюрах не чисто внешнее, а имеющее глубокий смысл, ибо всякий предмет в этой серии как бы наделяется сверхсилой, сверхзначимостью. В трактовке художника тема рока как бы включается в образ самих героев и предметный мир, а человек оказывается носителем той силы, которая движет им, заставляя постоянно находиться в состоянии борьбы. Это не отдельные герои, а обобщенные типажи, масса людей. Постоянно находясь в драматических столкновениях друг с другом и с пространством, они составляют в то же время как бы единый монолит.

Стремление к монументальным формам искусства роднит между собою все поколение советских художников, начавших свой путь во второй половине 1950-х годов. Выдвигаются задачи синтеза искусств, монументализации образа. Такие мастера, как В. Р. Васильев, А. В. Бородин, И. П. Обросов, Л. Л. Тукачев, А. Д. Шмаринов, решают проблему создания монументальной композиции на современную тему в эстампе. Таковы серии Игоря Павловича Обросова «Рождение Волго-Балта» (1964), серия линогравюр художника из Якутии Валерьяна Романовича Васильева «Старое и новое» (1965 — 1967), линогравюры Анатолия Владимировича Бородина из серии «По малоземельной тундре» (1961), цикл линогравюр Алексея Дементьевича Шмаринова «Камчатка» (1966 — 1967), его серия эстампов «Кто с мечом. » (1968 — 1969) и цветные офорты к книге «На поле Куликовом» (1980).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства