Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Станковые листы Боннара и Вюйяра
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Станковые листы Боннара и Вюйяра

Печать

На ином принципе строятся станковые листы Боннара и особенно Вюйяра, выполненные в цветной литографии. В этих гравюрах (из них наиболее значительны серии П. Боннара «Несколько аспектов парижской жизни», 1899 и Э. Вюйяра «Пейзажи и интерьеры», 1898) художники отказываются от локальных пятен открытого цвета, столь излюбленных Тулуз-Лотреком. Художники создают в литографии, выполненной на четырех — семи камнях, некую тональную систему, не противопоставляя один цвет другому, а сближая их, заставляя их как бы взаимопроникать друг в друга. В основе их литографий лежит живописный принцип светотени, движения мазков, полной завершенности композиции. Характерно, что и у Боннара, и у Вюйяра малую роль играет сама бумага, она всегда закрыта цветом, штрихом, пят ном: и в этом также сказывается чисто живописное мышление обоих художников.

Э.Вюйяр Очаг. 1899

Интересно стремление обоих мастеров к сопоставлению тонов, особенно у Вюйяра, так что отдельные работы последнего, как, например, лист «Интерьер с розовыми обоями», строятся на игре различных тонов одного цвета. Вюйяр рисует почти всегда кистью, у него нет резкого контура, нет сильного движения, это всегда спокойная атмосфера дома, уюта, покоя.

Надо отметить, что и Тулуз-Лотрек, и Вюйяр, и Боннар вводят в свои листы некоторые принципы японского эстампа: подчеркнутую асимметрию, любовь к профильным формам, выразительность линии, выделенность фрагмента. Однако, если первый использует все эти черты в целях усиления динамического начала, то Вюйяр и Боннар осмысливают их чисто эстетически, стремясь лишь к большей остроте графической формы, редукции линии, неожиданного и изысканного сочетания цвета. Боннар и Вюйяр быстро исчерпали и интерес к цветной литографии, и возможности своего метода: после 1900 года они почти не работали в этой технике.

П.Боннар Ребенок у лампы. 1897

Последние из имен, названные здесь, Э. Мунк, П. Боннар, Э. Вюйяр — это мастера, активно и долго работавшие в 20 веке. Именно они оказались той живой традицией, которую развивали или которую стремились преодолеть граверы нашего времени. Девятнадцатый век кончился в искусстве, как и начинался, не по календарю. Однако в этом случае рубеж гораздо более очевиден: это возникновение в первом десятилетии нашего века искусства так называемого авангарда — таких стилистических направлений, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, а также усиление реалистического художественного направления: в творчестве таких мастеров, как Теофиль Стейнлен, Фрэнк Бренгвин, Франс Мазерель; начинается тот небывалый подъем, которым характеризуется гравюра 20 века.

 
« Пред.
© 2018 История изобразительного искусства