Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Стилистические изменения в гравюре
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Стилистические изменения в гравюре

Печать

Афанасий Трухменский, тяготевший к украинскому искусству, уничтожает стилистическое противоречие центра гравюры и рамки, максимально облегчая центр и строя всю гравюру согласно естественному ритму растительного орнамента рамки («Георгий-победоносец»).

Леонтий Бунин восстанавливает единство листа, подчиняя композицию и графический строй гравюры архитектуре шрифта. Каждая страница его «Букваря» складывается из двух частей: изображения (вверху) и текста (внизу). Изображение состоит из букв и ряда предметов бытового назначения, чьи названия начинаются с той буквы, которой посвящена страница. Текст «Букваря» — стихи поучительного характера, где зарифмованы все изображенные на странице вещи. Это создает смысловую связь изображения и текста, которая усилена единым декоративным решением страницы. Буква, открывающая страницу, уподоблена человеку и зрительно сливается с изображенными на странице предметами. Напротив, все вещи, представленные на листе, по силуэту, цвету и тяжести вторят шрифту и уплощены до пределов букв. Их размер и стиль служат прекрасным переходом от крупнофигурной страничной буквы к мелкому, типографского строя, шрифту стихов. Узкая полоска черно-белого стилизованного под шрифт растительного орнамента рамки охватывает страницу, сливаясь с изображением и текстом в единое целое. Закон конструктивной цельности древнерусской книги (сохранившаяся традиция), перенесенный на структуру страницы и осуществленный взаимным переплетением живых форм предметов и фигур с архитектурой буквы (привнесенное новшество), определяет стиль «Букваря» Бунина.

Леонтий Бунин Василий Великий. Лист из Синодика. Москва. 1700

Композиция страниц «Синодика» Бунина близка европейской книге 16 века, но в гравюре видна рука русского мастера. Легкая центральная часть изображения построена как икона «нового письма» и заключена в массивную рамку, тяжеловесность которой напоминает русскую барочную резьбу по дереву. Двухчастная композиция гравюр Бунина (рамка и центральное изображение) имеет параллель в действительности — картина, окно, зеркало в раме. Этот прием доведен Буниным до совершенства, до законченного стилевого единства.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства