Главная arrow Россия и Восток arrow Стратиграфия культурных слоев
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Стратиграфия культурных слоев

Печать

При таком его освещении материальное и духовное содержание древнерусского искусства испарялось. Компас истории отсутствовал, и даты устанавливались на глаз. Советская археология отвергла исследования по истории древнерусского искусства, основанные на социологических схемах и формально-стилистическом анализе. Она выдвинула требование предварительной источниковедческой обработки памятников зодчества, кладов и других материалов по древнерусскому искусству. Те же требования выдвигались на местах при изучении искусства других республик и областей.

Стратиграфия культурных слоев позволяла установить даты произведений художественного ремесла с не доступной ранее, при одном стилистическом анализе, точностью. Методы археологии стали необходимой частью историко-архитектурных исследований. Советская археология подняла источниковедение на уровень большой науки, охватив обобщением и научной атрибуцией колоссальный материал, в том числе и по искусству. Известным итогом работ в этой области явился капитальный труд Б. А. Рыбакова по истории русского художественного ремесла и двухтомное издание по истории культуры Древней: Руси381. Затем последовали «Русские клады» Г. Ф. Корзухиной — труд, восполнивший старое одноименное издание Кондакова, завершенное затем А. С. Гущиным.

Конечно, эти работы оставили позади «Русские древности в памятниках искусства» по материалу и методам исследования, но проблема искусства Руси в его отношении к Востоку в них больше не ставилась. Метод стилистического анализа не привлекался, поскольку понятие «стиль» казалось слишком исторически нечетким. Получило распространение понятие «археологическая культура», но и оно (применительно к археологическим памятникам) остается вспомогательным и по существу тоже условным.

Обобщением труда советских историков древнерусского искусства явилась многотомная «История русского искусства», первые четыре тома которой посвящены искусству допетровской Руси. Цель новой «Истории русского искусства» была определена ее авторами так: представить русское искусство в связи с общими процессами развития русской общественной жизни, борьбой различных классовых идеологий; вскрыть то самостоятельное и оригинальное, что русский народ внес в сокровищницу мирового искусства, выявить народные основы русского искусства, давшие о себе знать уже на самых ранних этапах развития и проявившие себя в дальнейшем с такой силой; сознательно выдвигать на первый план реалистические искания и течения на протяжении всего русского искусства; не дробить историю отдельных художественных школ, а дать их крупными массивами.

В этом перечне поставленных задач проблемы взаимодействия художественных культур отсутствуют; они в соответствии с обстановкой были так же, как и в археологии, исключены. Истоки русского искусства были определены «лишь в общих чертах»: русское искусство восходит к художественной культуре славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья; византийский вклад лег на твердую почву крепких славянских художественных традиций. Связь русской художественной культуры с мировым искусством не вызывала больше сомнений.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства