Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Стремление к живописности
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Стремление к живописности

Печать

Из Венеции доходило до Рима свежее веяние непрерывных поисков в области передачи света и цвета.

Это стремление к живописности нередко проявлялось в графике, может быть, настойчивей, чем в живописи, поскольку в графике оно было трудней для достижения.

Портрет Пьетро Аретино
Портрет Пьетро Аретино

Несомненно, под влиянием венецианских импульсов создал Раймонди свой шедевр, полный жизненной чувственной силы портрет венецианского поэта Пьетро Аретино (1525).

Вазари предполагает, что оригиналом гравюры был портрет, написанный самим Раймонди, Мэри Питталуга считает автором оригинала Себастьяно дель Пьомбо. В мягкой живописной манере, в которой награвирован портрет, в прекрасной передаче тугого шелка одежды, в выражении проскользнувшей в лице тревоги, в его поразительной интеллектуальной силе нельзя не видеть своеобразного отражения стиля великих венецианских мастеров. Делаборд полагает, что портрет был сделан в 1525 году после процесса, вызванного скандалом из-за иллюстраций к «Sonetti lussori» Аретино, награвированных Раймонди. Иллюстрации были уничтожены по приговору папского суда, а сам Раймонди попал в тюрьму и был освобожден лишь по ходатайству Аретино перед папой Климентом VII. После 1525 года в творчестве Раймонди наступает заметный спад. Его листы становятся суше и темнее; тени насыщенны, но холодны и неподвижны, штрих грубеет. По-видимому, в создании гравюр последнего периода важное место принадлежало ученикам мастера.

В 1527 году во время «sacco di Roma», варварского разграбления Рима войсками императора Карла V, Раймонди попал в плен, потеряв все свое имущество. Больной, ограбленный, он уехал на родину, в Болонью, где вскоре скончался.

Продолжительная деятельность Маркантонио Раймонди в области репродукционной гравюры, обращенная к высшим достижениям итальянской художественной культуры своего времени, породила в Италии широкое движение его последователей Такие разные граверы, как Агостино Венециано, Марко Денте, так называемый Мастер дель Дадо, Джованни Джакомо Каральо, способствовали распространению художественных идей ведущих мастеров итальянского маньеризма, в первую очередь Пармиджанино и Россо Это движение продолжили также Джорджо Гизи, наиболее значительный представитель мантуанской семьи граверов, а также Энеа Вико, Мартино Рота и, наконец, Орацио Де Сантис.

Разгром испанскими войсками Рима положил конец свободе и самоуправлению городских коммун. В Италии, раздробленной и разоренной иностранцами, наступило тяжелое время феодальной реакции. Оно сопровождалось широким движением Контрреформации, достигшем своего высшего развития к 1540 году, когда был утвержден орден иезуитов.

Одна Венеция осталась свободной от вражеских вторжений. Она не испытала таких бурных событий, как взятие Рима или длившаяся почти целый год осада Флоренции. И именно в Венеции сосредоточились крупные художественные силы, а в новых исторических условиях продолжали развиваться животворные идеи Возрождения.

Еще в 15 веке Ренессанс поставил перед художниками Италии задачу изображения предмета в единстве и взаимодействии со световоздушной средой. Но особенно настойчиво это требование прозвучало в самом начале 16 века на севере Италии и преимущественно в Венеции, наиболее ярко проявившись в творчестве Джорджоне. Однако решение этой задачи в графике далось нелегко. Были мобилизованы все средства — деревянная гравюра, гравюра на металле. В течение многих лет велись усердные поиски в этом направлении, которые сопровождались многими техническими и художественными находками, главные из них — техника кьяроскуро и офорт.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства