Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Связь текста и иллюстрации

Печать

Появляется ряд граверов, таких, как Жоффруа Тори и Бернар Саломон, последовательно проводящих свои эстетические идеи, чувствующие специфику книжного дела и художественные возможности техники ксилографии.

Небольшие по размеру книги Тори и Саломона отличаются красотой исполнения. Большое место в их украшении занимают мотивы античности, итальянского искусства эпохи Возрождения. Они способны были удовлетворить самые утонченные вкусы. Каждая из них была не только источником знания, но и подлинным произведением искусства, подлинно художественным изданием. Для Тори и Саломона характерна отточенность графического мастерства в оформлении каждой страницы книги. Они часто придерживались одного и того же принципа в оформлении страницы: в широкую орнаментальную рамку включался текст или текст с иллюстрацией. Размер книг определил и миниатюрность убранства, каждый его элемент, будь то рамка, текст или иллюстрация, воспринимаются в гармоничном единстве и неотделимы друг от друга. Причем одни и те же мотивы книжных украшений в книгах Тори и Саломона ярко выявляют индивидуальность манеры и почерка каждого.

В «Часословах» (1525, 1527) Ж. Тори, изданных в Париже еще при жизни художника, каждая страница — часть конструкции целого и строится на тонком, изящном сочетании декоративного и архитектонического начала. Это наиболее наглядно выражено там, где художник вводит изобразительные формы иллюстрации. Здесь размер каждого элемента находится в строгой пропорциональной зависимости. Величине страницы соответствует орнаментальная рамка, в прямоугольник внутреннего поля которой свободно вписываются текст и иллюстрации. В композиции страницы нет излишней тесноты и пустот, она монолитна и совершенна. Художник следит за связью иллюстрации и текста. Нижнее поле с текстом, интенсивное в своем звучании черного тона, служит как бы основой для светлой и легкой иллюстрации, выполненной в технике линейной ксилографии. Гравюры Тори удивительно прозрачны благодаря господству в них белого цвета. Графические построения мастера ложатся тонким рисунком на светлой поверхности листа. Линии контуров рисунка гибки и подвижны в передаче пластики фигур, их грациозных движений. Выразительность рисунка усиливается проработкой форм тонкими штрихами. Фигуры размещены в пространстве, строящемся на основе законов линейной перспективы. В пластике фигур нет излишней округлости, а пространственные решения не нарушают плоскости страницы. Иллюстрация, обведенная линейной рамкой, ложится рядом с текстом и орнаментальной рамкой красивой вставкой, организующей и дополняющей своим кружевным узором графическую выразительность уравновешенной композиции декоративного убранства страницы в целом.

Иные качества можно увидеть в книгах лионского ксилографа Бернара Саломона. К лучшим его работам принадлежит оформление «Метаморфоз» Овидия (1557); успех издания вызвал несколько повторений при жизни художника.

В оформлении этой книги Саломоном нарушено тонкое чувство меры, характерное для искусства Ж. Тори. Страницы перегружены: иллюстрации, в которых каждая деталь тщательно моделирована тонкой штриховкой, и орнаменты со сложным плетением арабески сменили причудливые гротескные формы. Усиление декоративного начала отвлекает внимание от текста. Выполненный монотонным набором мелкого бисерного шрифта, он лишь подчеркивает активность декоративных элементов, отделка которых сделана с большим техническим мастерством гравера-ксилографа. Орнаментальная изобретательность, подлинно ювелирная тонкость техники ксилографии — все это определило успех книг Саломона у художников декоративно-прикладного искусства. Известно, что они часто служили образцами в работах чеканщиков и мастеров ювелирного дела. Искусство книжного оформления Жоффруа Тори и Бернара Саломона — самое крупное достижение французской ксилографии 16 века. Однако традиции мастерства этих художников были забыты в 17 веке.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства