Главная arrow История arrow Гравюра 20 века стран Западной Европы и Америки arrow Своеобразие развития гравюры во Франции
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Своеобразие развития гравюры во Франции

Печать

В первой четверти 20 века Париж был центром европейской художественной культуры. Во французском искусстве особенно острые формы приняла борьба с академическим искусством, искусством салона, еще очень живучим, а подчас и господствующим. Против него выступали молодые французские художники, объединившиеся в различные художественные группировки. Остротой этой борьбы объясняется вызывающая смелость, порой рискованность, манифестов и деклараций тогдашних кубистов, фовистов или футуристов.

Вся эта сложная борьба нашла отражение и в истории французской гравюры. Своеобразие развития гравюры во Франции состоит прежде всего в том, что в 20 веке во многом продолжаются традиции «peintres-graveurs» («художников-граверов»). Среди крупных живописцев начала века мы не найдем, пожалуй, ни одного, кто бы не занимался гравюрой: здесь и входившие в группу «Наби» П. Боннар, М. Дени, Ж.-Э. Вюйяр; здесь и фовисты А. Дерен, М. Вламинк, Ж. Руо, А. Матисс. Художники кубизма Ж. Брак, П. Пикассо, Л. Маркусси пытались воплотить в гравюре свои поиски формы. Однако во Франции было меньше, чем в Германии, крупных мастеров, которые работали только в гравюре. Исключением являются, пожалуй, Теофиль Стейнлен и Жан Луи Форен, работавшие главным образом в литографии. И тем не менее французская школа гравюры представляет собой значительное явление. Она по-прежнему сохраняет положение ведущей школы. К ней примыкает и ряд иностранных художников, живших в Париже, многие из которых остались работать во Франции и составили так называемую парижскую школу — Марк Шагал, Альфред Кубин, Жюль Паскен.

В начале века во Франции преимущественное развитие получают техники гравюры, связанные с искусством иллюстрации: литография, в которой много работали художники группы «Наби», и гравюра на дереве. Станковая гравюра на дереве во Франции не получила большого распространения.

В истории французской иллюстрации большую роль сыграла деятельность некоторых издателей, таких, как Амброаз Воллар или Даниэль Генрих Канвейлер. По инициативе Воллара были выпущены сначала альбомы гравюр художников группы «Наби», а затем книги с иллюстрациями крупных мастеров этого объединения. Позднее с Волларом сотрудничали такие большие мастера, как Ж. Руо, Ж. Брак, П. Пикассо, Р. Дюфи, А. Дерен, А. Матисс, А. Майоль, М. Шагал. Хотя эти художественные издания, так называемые livres de peintres, включавшие в себя оригинальные произведения графики, не имели массового характера, сам факт их создания способствовал распространению искусства гравюры, привлечению к иллюстрации лучших французских художников.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства