Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Связь между национальными культурными традициями
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Связь между национальными культурными традициями

Печать

Плодотворные контакты установились в последние десятилетия не только между отдельными видами искусства, но и между национальными культурными традициями. Это нашло отражение в творчестве многих художников, родившихся в 1930 — 1950-х годах: Е. Е. Джолос-Соловьева, В. И. Ленчина, С. Г. Якутович — с Украины, М. С. Басалыго из Белоруссии, Х. В. Ээльмы из Эстонии, И. Ж. Хел-мута и А. К. Янсоне из Латвии, П. П. Реппшса из Литвы, А. М. Гречкина, И. П. и Э. В. Цогоевых из Осетии, Л. А. Замбахидзе и З. А. Дейсадзе из Грузии, Д. Муфид-Заде из Азербайджана, И. Н. Исабаева из Казахстана, М. А. Кагарова и И. Д. Кириакиди из Узбекистана. Получив специальное образование в училищах своих республик и завершив его в художественных вузах Москвы и Ленинграда, а также других крупных культурных центров страны, мастера возвращаются домой, обогащенные изучением живых традиций искусства братских народов.

Л.Позднякова, Чайхана в Исфаре. 1971

В 1960-х годах мы с известной определенностью могли очертить художественные особенности той или другой национальной школы, сейчас можно говорить о взаимодействии разных культур. Под перекрестным влиянием литовской и русской гравюры развивается гравюра Белоруссии. В то же время в гравюре Литвы заметно сближение с графикой Эстонии. Эпоху второго рождения переживает графика Армении, вышедшая из границ прежней национальной традиции (контрастной, черно-белой гравюры, с подчеркнутым местным колоритом) и обратившаяся к урокам великих мастеров европейского искусства. С помощью других национальных школ утверждает свою самостоятельность философско-бытовой жанр в гравюре Грузии.

Очень интересное явление — гравюра республик Средней Азии. У молодой графики Средней Азии существуют связи с театральным искусством, и они внутренне оправданы, ибо служат нахождению пути к большим обобщениям. Нравственно-философский аспект искусства, в котором всегда с особой силой проявляется творческий гений народов Востока, в высшей степени созвучный общим устремлениям нашего искусства, является сейчас смысловым стержнем деятельности граверов Средней Азии. Именно в нем, а не во внешних приемах, черпают они силу, и благодаря этой внутренней наполненности их произведения кажутся убедительными и современными.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства