Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Сюжет праздника в гравюре

Печать

Довольно быстрое развитие литографии не исключало известного интереса и к другим новым для России граверным техникам.

Некоторую популярность получают акватинта и мягкий лак. Последний часто применяется в гравюре очерком, с последующей раскраской акварелью. Мягким лаком переводит в гравюру свои рисунки, сделанные во время путешествия по Сибири, пейзажист А. Е. Мартынов.

Гравюру «Екатерингофское гулянье 1 мая 1824 года» выполнил глухонемой художник Карл Гампельн. Эта единственная в своем роде гравюра в технике акватинты представляет собой узкую ленту длиною в десять метров. Лист живописен и не лишен экспрессии. Необычна для 20-х годов 19 века сама трактовка праздничного сюжета. Гампельн показывает событие без всякой парадности. Вместе с тем ему удалось передать суматоху, всегда сопровождающую праздники. Рядом с этой гравюрой Гампельна жанровые и видовые литографии тех же лет смотрятся слишком тихими, пустынными и размеренными. Кажется, что гравер решил восполнить свой природный недостаток зрительным шумом. При этом движение экипажей, конных офицеров, колясок, спешащих       пеших людей разворачивается перед зрителями постепенно и последовательно во времени. Невольно вглядываешься в детали и удивляешься той свободе, с которой нарисованы отдельные сценки, фигуры людей, лошади, при полном соблюдении документальной достоверности самого вида города.

В 1840-е годы передовое русское искусство приобретает все более демократический характер. Формируются принципы новой революционно-демократической идеологии. Натуральная школа в литературе знаменует собой зарождение и становление русского критического реализма. В искусстве литографии это находит свое отражение в развитии жанровых, бытовых сюжетов.

Выделяются своей значительностью и серьезностью образов литографии Игнатия Степановича Щедровского, вошедшие в альбом «Вот наши! с натуры составил и рисовал на камне И. Щедровский» (1846). Содержанием своих литографий Щедровский избирает быт ремесленников. Его листы не имеют развернутого занимательного сюжета.

С начала 20 века во всем русском искусстве идет процесс поисков новой системы изобразительности. На том пути, по которому шла русская гравюра со времени Петра I и который можно определить в целом как путь к большей зрительной достоверности и правдивого отображения конкретных явлений русской жизни, на этом пути гравюра, достигнув определенных успехов и большого технического совершенства, к концу 19 века потеряла специфику своего языка, оказавшись на подсобных ролях у живописи: полный кризис тоновой ксилографии в связи с развитием фотомеханики, закрытие в Академии художеств класса резцовой гравюры (1882), приспособление достижений офорта к чисто репродукционным задачам.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства