Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Талант Лижье Ришье

Печать

Французская скульптура к сороковым годам XVI столе­тия выдвинула ряд талантливых мастеров. Некоторые из них воспитывались в школе Фонтенбло, другие формиро­вались самостоятельно. Они очень разнятся друг от друга: мрачный Лижье Ришье не похож на изысканного интерпре­татора античности Жана Гужона; изменчивый и виртуоз­ный Жермен Пилон отличен от простодушного и кропотли­вого Бонтана.

Связь со скульпторами-предшественниками более всего заметна в произведениях Лижье Ришье. Это периферийный мастер, жизнь и творчество которого протекали в провин­ции Бар, где и сосредоточены его работы. В своем предпоч­тении религиозной тематике, в традиционности компози­ций, в способе передачи драпировок, в любви к детали Лижье Ришье продолжает линию пластики XV века. Но он усвоил и уроки итальянской скульптуры, о чем говорит анатомическое строение его фигур, полная свобода их дви­жений, идеальная правильность женских лиц.

Талант Ришье экспрессивен, и патетике передаваемых им чувств вполне отвечает система его приемов. В голове Христа с «Распятия» аббатства Сен-Миель (ныне в Лув­ре) рука скульптора с уверенной легкостью обрабатывает дерево, врезается в его глубину, закругляет выступаю­щие объемы, сталкивает плоскости срезов, подчеркивает борьбу света и тени, ничуть не сглаживая контрастов и оставляя следы резца. Впивается в голову терновый венец, извиваются, перекручиваются  пряди волос,   их движение разбивается в мятущемся, дробном ритме всплесков света в бороде. Лижье Ришье. Голова ХристаЛижье Ришье. Голова Христа. Фрагмент «Распятия» из аббатства Сен-Миель

Самый известный памятник Лижье — надгробие Рене де Шалона, в церкви св. Петра в Бар ле-Дюк, поражающее фантастической необычностью замысла. Инте­ресна предыстория его появления. Рене де Шалон был смертельно ранен в 1544 году при осаде Сен-Дизье. Перед кончиной он высказал свою последнюю волю — быть изо­браженным на надгробии таким, каким его тело станет через три года после погребения. Вдова обратилась к Лижье Ришье. Мрачное желание Рене де Шалона не могло найти лучшего исполнителя. Драматизм смерти, таинственная не­разгаданность потусторонней жизни, мысли о бренности бытия и равенства всех перед смертью — эти вечные темы искусства были близки Ришье, они воплотились во многих произведениях предшествующих поколений, на которых он воспитывался, а отчасти в его работах. Но такой поворот темы, какой ей дает Ришье, не имеет аналогий. Пугающим фантомом встает оживший скелет с висящими на костях лоскутами истлевшей плоти и кожи. В порыве экзальтиро­ванной веры взметнулась к небесам рука с горящим серд­цем, символизируя мистическую идею бессмертной верно­сти богу. Религиозная одержимость претворена в страстный образ, созданный не трезвой мыслью творца, но галлюци­нацией визионера. В век Рабле, Ронсара и Монтеня этот памятник кажется предсмертным воплем умирающего средневековья.

И все же только этот век мог дать такой порыв воли и гордую силу жеста.

Полной противоположностью Лижье Ришье был скульп­тор следующего поколения — Жан Гужон. Он единствен­ный представитель французской пластики XVI века, имя которого не было забыто следующими поколениями. По­томки всегда ценили в творчестве Гужона равновесие чувств, ясность и благородную сдержанность. Но как ни велика была слава его произведений, она не спасла лич­ность скульптора от печальной участи многих старых масте­ров: сохранилось досадно мало сведений о его жизни. Если датировки и последовательность создания наиболее извест­ных памятников зрелого периода еще отражены в некото­рых документах, то о его ранних работах, о конце жизни ничего неизвестно. Где и у кого он учился, ездил ли в Ита­лию или все его познания основаны на углубленном изуче­нии трактатов, гравюр и имевшихся во Франции античных копий; где он жил последние годы и где умер — на все эти вопросы нет ответа. Легенды приписали ему целый ряд произведений других скульпторов, но при всем том оказа­лись в забвении работы, которые могли быть выполнены только им. Споры вокруг его имени и авторства некоторых скульптур ведутся до сих пор.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства