Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Техника цветной литографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Техника цветной литографии

Печать

В 1936 году в Ленинграде в издательстве «Художественная литература» отдельным изданием вышел роман Ги де Мопассана «Милый друг» с иллюстрациями Константина Ивановича Рудакова. Будучи выполнены в технике цветной литографии, эти иллюстрации органично включались в книжное пространство, не споря с ним, несмотря на то, что текст печатался в технике высокой печати. Объединить в развороте шрифтовой набор и литографированные иллюстрации помогали большие поля, в пропорциях которых хорошо выражалась их вечная, но не всегда выявляемая функция — служить одновременно и общей рамой, и разделять две соседствующие страницы. Типажи иллюстраций, общий характер рисунка навеяны впечатлениями от живописи и рисунка французских художников-импрессионистов, современников Мопассана. Однако цвет взят в ином, характерном именно для ленинградской литографии декоративном ключе. Основные цвета — винно-красный, зеленый, голубой, дополненные черным и белым, в их контрастах усилены интенсивно-желтым, обозначающим то свет, то цвет.

В книжной литографии работает в середине и второй половине 1930-х годов Михаил Семенович Родионов, иллюстрировавший роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1937). В технике литографии исполнены и иллюстрации Александра Николаевича Самохвалова к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Горю от ума» А. С. Грибоедова (1935).

Яркий след в этой области оставил Евгений Адольфович Кибрик. Литографии художника очень изобразительны, конкретны, их композиции детально проработаны, герои живут в мире, определенном ясными пространственными связями. Лучшие иллюстрации Кибрика, и в первую очередь литографии к «Кола Брюньону» Ромена Роллана (1934 — 193)5 обладают редкой активностью художественного воздействия, зависящего от интенсивности видения мира художником, что выражено им в пластическом строе композиции. Лица людей, их фигуры, предметы почти скульптурно осязательны. Их формы обобщенны, пространственно ясны и сопоставлены по подобию или по контрасту, каждая из них — это мир, выражающий определенную пространственную идею.

В последующих работах художника преобладающим оказывается иное начало: световоздушная среда постепенно начинает как бы размывать вещественный и значительный в своей предметности мир. Зато техника исполнения в этих работах совершенствуется: литографским карандашом Кибрик умеет достигать эффектов легких прозрачных валеров, насыщенных солнечным светом и человеческим теплом, как, например, в концовке к одной из глав романа Ш. де Костера «Тиль Уленшпигель» (1937 — 1938) или в неоконченной серии иллюстраций к «Очарованной душе» Ромена Роллана (1940 — I941).

Известен как автор отдельных листов и циклов станковых литографий и художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин. В 1922 году им была выполнена серия литографий «Индия». Впечатления от путешествия по Индии художник использовал в иллюстрациях к книге Киплинга «Маугли» (1922).

В эпоху 1920 — 1930-х годов Москва и Ленинград не были единственными центрами гравюры. Самобытно, но в связи с поисками москвичей и ленинградцев, развивались графические искусства в Вологде и Казани, где при Казанских Государственных художественных мастерских сложился творческий коллектив графиков. Оба культурных центра активно участвовали в издательской жизни. Казанцы, например, выпускали графический альманах «Всадник» (1920 — 1924), ими же было предпринято издание «Казанские книжные знаки» (1923). С Вологдой тесно связана творческая судьба Николая Павловича Дмитриевского, наследовавшего традиции как петербургской, так и московской школы пластического искусства. Живя в Вологде, он занимался линогравюрой, литографией и ксилографией. Здесь им были опубликованы серии «Старая Вологда» (1922), «Памяти А. Блока. Театр» (1922) и иллюстрации к «Двенадцати» А. Блока (1926). В 1928 году, в момент переезда в Москву, Дмитриевский был уже зрелым мастером, внесшим в московскую школу новую, яркую грань.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства