Главная arrow История arrow Английская гравюра 18 века arrow Техники английских художников-граверов
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Техники английских художников-граверов

Печать

Сила таланта английских художников была столь велика, что живопись сразу подчинила себе гравюру, не имевшую еще к тому времени в стране самостоятельного художественного языка, бедную собственными графическими традициями. К тому же произведения английских живописцев были достоянием очень ограниченного числа людей даже для обозрения. Как правило, они сразу попадали в частные дома или родовые замки, в которые были куплены. Но все возрастающий интерес английского общества к отечественным художникам, желание иметь у себя хотя бы в воспроизведении их работы, широкое развитие коллекционирования поощряли обращение к репродукционной гравюре. Английская гравюра стала постоянно сопутствовать живописи, переживая вместе с ней небывалый подъем.

При тех же, казалось бы, что и у Хогарта, задачах воспроизведения и тиражирования живописных полотен, английская репродукционная гравюра второй половины 18 века принципиально отличается от его работ, отличается в самом существенном — в подходе к гравюре как искусству. Она теперь отнюдь не носит характера пассивного воспроизведения, ограничивая этим задачи художника, равнодушного к красоте эстампа. Напротив, лучшим произведениям присущ тонкий вкус, творческое исполнение, превращающие гравюру в высокохудожественное искусство. Английская гравюра, хотя и была зависима от живописи, развивалась параллельно с ней по собственным законам. Ее задачи не исчерпывались служебной ролью по отношению к живописи.

В этой связи особенно показателен выбор английскими художниками-граверами новых техник, предпочтительно употреблявшихся во второй половине 18 века. Ранее почти исключительно использовавшиеся офорт и резец, теперь не отвечали духу живописного стиля полотен 18 столетия. Желание не просто изобразить содержание картины, но передать характер ее исполнения, ее живописное обаяние заставило мастеров обратиться в первую очередь к техникам меццо-тинто и пунктира, более других пригодных для этой цели. И этот процесс объективно был связан с общими живописными устремлениями искусства 18 столетия, которые нашли столь яркое воплощение в Англии.

Излюбленная в 18 веке англичанами техника меццо-тинто родилась и впервые была применена еще в 17 веке. Изобретенная голландским любителем-гравером офицером Людвигом фон Зигеном и ввезенная в страну принцем Рупрехтом Пфальцским, техника «черной манеры» тем не менее может считать своей родиной именно Англию. Вторая половина 18 века стала временем ее триумфа. Меццотинто сделалось подлинно национальным искусством, получив в Европе свое второе название «английская манера». Своему столь массовому распространению и успеху она обязана прежде всего тем, что удачно и лучше всех других техник отвечала вполне утилитарному назначению — верности передачи особенностей живописного оригинала. Но эта ее способность влекла за собой чисто эстетические особенности и качества, которые как раз и снискали ей европейскую славу.

Как ни одна другая гравюрная техника, меццо-тинто соответствовало самой эстетической концепции английской живописи 18 века, основанной на предпочтении свободного живописного пятна строгой и упорядочивающей изображение линии. Граверы, как и английские живописцы, не стремились передавать структуру предметов, подчеркнуть объем. В их листах равно отсутствует заметная роль рисунка. Определенно наметившийся сенсуалистический взгляд на мир, характеризующий философскую мысль Англии середины века, нашел свое опосредованное выражение и в художественной практике страны. Вещи, служащие источником только богатых красочных ощущений для живописцев, претворяющих их в симфонию сияющих пятен цвета на полотне, в гравюре словно превращаются в светотеневые образы. Лист, выполненный в «черной манере», строится, как и картина, на богатстве тональных отношений, но колеблющихся в пределах монохромности от густо-черного до сияюще-белого.

Дж. Смит Автопортрет. 1696. С оригинала Г.Неллера

Уже в творчестве пионеров этой техники в Англии Исаака Беккета, Уильяма Фейторна и некоторых других мастеров заметны значительные успехи. Самым талантливым из ранних мастеров был Джон Смит. Он много гравировал с полотен Тициана и Корреджо, но особенно славился листами с портретов своего современника, знаменитого художника-портретиста конца 17 — начала 18 века Г. Неллера. Портреты, созданные Смитом (особенно хорош его известный «Автопортрет» с полотна Неллера, 1696), выдают руку художника, умелого в рисунке, чуткого к мягким, нерезким светотеневым градациям. Зернение его досок твердо, но гладко, художник мастерски овладел искусством воспроизведения живописного оригинала, передачей фактуры материала, столь немаловажной для аристократических портретов Неллера.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства