Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Традиции Жана Фуке

Печать

И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей», и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. Иерусалимский храм предстает в виде готического собора, сцена его возведения — документ строительной техники XV века: наглядно показаны блоки, вороты, орудия каменотесов и резчиков, тут же высекающих статуи для убранства фасадов. А деловая озабоченность и сосредоточенность строителей, любопытствующие группы горожан превращают этот документ в увлекательный рас­сказ о жизни средневекового города.

Жан Фуке. Взятие ИерихонаЖан Фуке. Взятие Иерихона. Миниатюра из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.  1470-е годы

В исторических сюжетах Фуке привлекает возможность показать поведение человеческой толпы, массы, трактуя его в эпическом плане. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Но даже в сценах боя художник не допускает хаотического беспорядка и чрез­мерной экспрессии: движения сражающихся широки и за­медленны. Сплоченные многофигурные группы вписаны в просторы пейзажей, где медленное течение равнинных рек, могучие развороты их русел, гладь равнин и вздыбливаю­щиеся громады скал живут в одном и том же величавом ритме. Спокойная ясность композиционных решений, завер­шенность и благородная простота рисунка, значительность и сила человеческих образов — все эти качества искусства Фуке будут сохраняться у лучших французских живопис­цев последующих столетий.

Работал Фуке много. В числе его заказчиков, кроме Этьена Шевалье и дез-Юрсена, были и сами короли — Карл VII и Людовик XI, хотя звание придворного жи­вописца он получил лишь в 1475 году, незадолго до смерти. С 1448 года он жил в Туре, отлучался отсюда крайне ред­ко, пользовался уважением сограждан; в дни торжеств ему поручалось руководство украшением города. К нему обра­тились, когда понадобилось снять маску-портрет с умер­шего Карла VII; для Людовика XI он сделал проект гробницы.

У него были помощники, необходимые при выполнении многочисленных заказов, в том числе и его сыновья — Луи и Франсуа, взявшие на себя руководство мастерской в 1481 году, после смерти отца. Но Фуке не оставил ни од­ного ученика, равного ему по силе дарования.

Ближе всего к традиции Жана Фуке два крупных художника, работавших в конце XV века: Жан Коломб и Жан Бурдишон, хотя оба значительно уступают турскому ма­стеру. Первый из них родился в середине XV века в городе Бурже, в восьмидесятых годах закончил для герцога Карла Савойского последние страницы «Богатейшего часослова герцога Беррийского», незавершенные братьями Лим-бургами. Его же, видимо, надо считать автором миниатюр «Троянская война», выполненных для Эймара де Пуатье к 1500 году, и «Часослова Луи де Лаваля». В своих про­изведениях Жан Коломб предстает как верный последова­тель Фуке — близость проявляется в колорите, трактовке архитектурных форм, в передаче перспективы, портретного сходства. Но он обладает иным творческим темпераментом, мрачноватым и неуравновешенным. Фигуры его героев тя­желы, их лица замкнуты, жесты несколько аффектированы, персонажи объединяются в монолитные группы. Ему свой­ственны поиски в воспроизведении сложных световых эф­фектов, изображение облачного неба (рис. 47).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства