Главная arrow Духовность искусств arrow Церковная архитектура и языческие образы
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Церковная архитектура и языческие образы

Печать

Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о сохранении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобляют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну — пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора созвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии — это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора.

 

Тонко выстроен пирамидальный объем собора снаружи. С трех сторон — с запада, севера и юга — к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со световыми барабанами над хорами, затем — к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гармонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кургана — мифологического прообраза мировой горы.

 

Пирамидальный объем собора воспринимается также как дань архитектуре языческих капищ — объектов среди открытого ландшафта. Учитывая, что божества древних славян сохраняли связь с природой — солнцем, водой, плодородием земли и плодовитостью животных, поклонение им не требовало замкнутого пространства и отрешенности от мира. Обряды совершались в природном окружении, и место поклонения сочетало земляные валы и деревянные конструкции, становясь сенью над каменным кумиром, а не вместилищем людей.

 

Вместе с тем собор Св. Софии, сохраняя в деталях отзвук славянской языческой традиции, символизировал тот новый мир, в котором предстояло жить православному русскому человеку.

Распад Руси в XII — XIII вв. на отдельные княжества, постоянно между собой враждующие, обусловил развитие местных школ каменного зодчества. Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа, к которой относится церковь Покрова16 на Нерли (1165), построенная владимирским князем Андреем Боголюбским в знак объединения русских земель под эгидой Владимира. Главными признаками владимиро-суздальской школы служат белокаменное зодчество и каменный декор на внешних стенах.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства