Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Творческая сила Мантеньи
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творческая сила Мантеньи

Печать

Битва морских божеств (левая часть)
Битва морских божеств (левая часть)
В двух гравюрах на сюжет «Битва морских божеств» (1493) творческая сила Мантеньи настолько возросла, что он почти совсем отрывается от изобразительных принципов Поллайоло. Флорентийское наследие еще звучит в системе штриховки, в высветлении фигур на темноватом фоне, разработанном растительными мотивами. Но обнаженные фигуры уже не сливаются с фоном в единое декоративное целое. Они даны крупным планом. Детально изображенные, они живут самостоятельной жизнью. В сравнении с резко выделяющимися на темноватом фоне как бы загипсованными фигурами вакхических рельефов, разработанная пластика морских божеств, достигнутая прозрачными тенями и легкими очертаниями живописно трактованных обнаженных тел, сообщает им живую мягкость и гибкость. В листе, представляющем левую часть композиции, тонкий слой атмосферы обволакивает тела сражающихся, объединяя их уже не с фоном, а со средой — влажной средой болота, поросшего тростником. Стремясь придать изображению пространственность, Мантенья устанавливает далевые опоры для глаз: замок на горе и каменистые нагромождения на берегу слева. Впечатление усиливает статуя Нептуна, повернутая спиной к зрителю, лицом к едва намеченному пейзажу.

Во второй гравюре все полно движения битвы. Ренессансная упорядоченность композиции, ее деление на две части — по три фигуры в каждой — раскрывается не сразу. Диссонансам в движениях соответствует резкий диссонанс в образном строе: безобразная фигура Ненависти нарушает гармонию эллинистических реминисценций.

В «Битвах» Мантенья достигает монументальности, казалось бы, невозможной в скромных пределах гравюры. Однако именно это качество нарастает в его последующих работах, посвященных религиозной теме.

В течение долгого времени самой ранней гравюрой Мантеньи считалась «Мадонна с младенцем», в действительности исполненная между 1480 и 1490-ми годами. В этом произведении, вдохновленном скульптурным рельефом на тот же сюжет из мастерской Донателло, отчетливо звучат трагические ноты, открывая для итальянской гравюры мир глубинных человеческих чувств и переживаний. Лаконизм исполнения, тонкий контур и параллельная штриховка, более широкая и свободная в фоне и предельно деликатная в моделировке лица и рук мадонны, строгая замкнутость композиции усиливают трагизм погруженной в скорбную думу женской фигуры, подчеркивая ее строгость и монументальность.

Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем

Высшее достижение творчества Мантеньи-гравера — «Оплакивание Христа». Мощный трагический пафос художника достигает в нем величайшего накала. Замкнутая, сжатая композиция усиливает напряжение скорби. По-разному, в различных градациях оно нарастает от безмолвного горя Лонгина-сотника, терзаний Марии Магдалины и крика Иоанна до трагического отчаяния рухнувшей замертво матери Христа. Событие принимает космический характер. Кажется, весь мир в нем участвует: земля колеблется и растрескивается, все приходит в движение, все стремится куда-то; голоса звучат, как огромный орган. Весь этот взрыв чувств запечатлен в малой форме гравюры, ее немногими средствами, так умело использованными, что именно лаконизм графического языка, его сдержанные силы и мощь вбирают в себя всю глубину сконцентрированной в теме скорби.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства