Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Творчество Алексея Ильича Кравченко
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Алексея Ильича Кравченко

Печать

Ощущение планетарности передавал в своей живописи и К. Петров-Водкин, разработавший систему так называемой «сферической», или «наклонной», перспективы.

Не менее заметно в это время и имя Алексея Ильича Кравченко. Его эмоциональное искусство шло навстречу зрителю: подкупала здоровая романтика произведений, а знатоков гравюры, сверх того, виртуозность мастерства художника.

Л.Кравченко Иллюстрация к «Повелителю блох» Э. -Т. -А.Гофмана. 1922

Творческий метод А. И. Кравченко сформировался на принципиально иной основе, нежели метод Фаворского. Как и большинство художников Нового времени, он сознавал, что импрессионизм (как течение в живописи и метод в искусстве) в начале 20 века изжил себя. Немало талантливых мастеров в эту эпоху стремилось к тому, чтобы взамен мимолетных впечатлений выявить в изобразительном образе внутреннюю сущность явления. Одни художники считали, что передача сущности явления должна быть связана с наиболее постоянными признаками предметов: пространственной протяженностью, объемом, весом, массой (и эту художественную тенденцию в гравюре развивал Фаворский), другие (и в их числе Кравченко) утверждали, что в изобразительном искусстве представление о сущности мира может быть достигнуто через выражение чисто индивидуального переживания этого мира художником-творцом.

Ксилографии Кравченко быстро распространялись среди коллекционеров. Перу коллекционеров гравюры и старой книги принадлежат первые журнальные заметки о Кравченко-графике. Они же содействовали и публикации его гравюр. Вообще участие коллекционеров в жизни искусства книжной ксилографии в первые послереволюционные годы было весьма существенно. В эти годы в Москве, Петрограде и Казани создаются общества друзей книги, издается журнал «Среди коллекционеров», а в 1918 году в Москве организуется «Выставка красивой книги в прошлом» (здесь были представлены книги, изданные до 1850 года). Старая книга была как бы вновь открыта.

В своих гравюрах Кравченко чрезвычайно чутко прислушивается к музыкальным нюансам собственного чувства, внутреннего переживания мира и выражает его в тонко и изобретательно разработанной системе тонов, ритмов, штрихов, цветовых пятен, подчиненных почти всегда фантастическому и уж обязательно романтическому сюжету. Программа творческих поисков художника удивительно последовательно выражена в одной из самых ранних его ксилографии «Книжный знак Алексея Алексеевича Сидорова» (1921). Эта гравированная на дереве миниатюра не только живой и остроумный портрет артистически изящного молодого ученого, но в равной степени и портрет художника. Есть органическое единство в словесном обозначении образов-атрибутов, определяющих характер владельца экслибриса, и ритме смены этих образов, их масштабов, пространственных, тональных и графических характеристик.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства