Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Творчество Антуана Карона
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Антуана Карона

Печать

Мастер Флоры. Рождение АмураМастер Флоры. Рождение Амура. 1560—1565 Трактовка человеческого тела и дух изысканности сближают манеру Луки Пенни с работами художника, известного под именем Мастера Флоры. Несколько поло­тен последнего, близких его картинам «Флора» и «Рожде­ние Амура», отчетливо показывают характерней­шие признаки школы Фонтенбло. Прически затейливо убранные драгоценностями и цветами, прозрачные ткани, чеканные сосуды, написанные холодными, сверкающими красками, отражают рафинированный вкус мастера. Излюб­ленный прием этого живописца — сопоставление неподвиж­ной главной фигуры со взволнованно жестикулирующими окружающими ее персонажами. В «Рождении Амура» Венера безучастно покоится на пышном ложе, усыпанном цветами, и нимфы порывисто раздвигают завесы, несут дары, скло­няются к младенцу. Расположение центральной группы композиции сведено к треугольнику, вершиной которого является нимфа, высыпающая из корзины цветы. Движение направлено по нескольким сталкивающимся и пересекаю­щимся диагоналям. Усложненные силуэты фигур, очерчен­ные гибкой и нервной линией, усиливают беспокойство. 

Гедонизмом и налетом изящного эротизма в произве­дениях, воспевающих нагое женское тело, использованием мифологических сюжетов, где в античные одежды облека­лась современность, наконец, многими формальными приемами школе Фонтенбло сродни целый ряд художников, среди которых прежде всего следует назвать Антуана Карона.

Только в XX веке, после долгих и упорных трудов, удалось воскресить его имя. Он родился в конце первой четверти XVI века в городе Бове, где вначале и работал. Затем переехал в Париж и с 1540 по 1560 год упоминается в счетах замка Фонтенбло, где входил в группу помощников Николо дель Аббате. В шестидесятые годы выполнял заказ прево города Парижа, оформляя торжественный въезд Карла IX в столицу. Вскоре он стал любимцем Екатерины Медичи. Ему поручалось оформление всех придворных празднеств, театральных представлений, маскарадов, осо­бенно частых при последних Валуа. Известно, что Карон делал рисунки для гравюр. Ему принадлежат также кар­тоны к коврам с историей Артемизии — жены царя Мавзола, в которых содержится намек на жизнь Екатерины Медичи, — и с «Историей французских королей», а в архи­вах он несколько раз упоминается как портретист.

Картины этого художника производят несколько стран­ное впечатление. Маленькие фигурки рассыпаны в пейзаже, подчиненном резкому перспективному сокращению. Движе­ния их быстры, легки и одновременно взволнованны, нервны.

В аллегорических олицетворениях времен года — в «Лете», «Весне», в «Апофеозе Семелы» — явственно высту­пает театральная основа: очевидно, они и создавались под впечатлением им же оформлявшихся придворных маскара­дов и празднеств. Среди костюмированных персонажей, античных божеств, амуров, несущих цветы и плоды, встре­чаются фигуры, одетые по моде восьмидесятых годов XVI века. Каждый раз на переднем плане, чуть сбоку, по­мещается группа людей, рассматривающих или обсуждаю­щих происходящее. Колесницы, архитектурные фрагменты, множество атрибутов заимствованы из театральных пред­ставлений.

Несколько полотен Карона написано на сюжеты необычные, нелегко поддающиеся объяснению. Такова «Резня триумвиров», где мускулистые солдаты в античных доспе­хах преследуют и убивают седобородых старцев, вздымают отсеченные головы жертв, в кровавом угаре вырывают их внутренности (илл. 73). 73. Антуан Карон. Резня триумвиров. 1566 В глубине, среди руин амфитеатра, под навесом, сидят триумвиры — вдохновители резни. На первый взгляд настораживает контраст мрачного сюжета и его интерпретации: кажутся несовместимыми светлые краски, чуть ли не танцевальные движения воинов с пото­ками крови и нагромождением обезглавленных трупов. С рассудочной трезвостью стороннего наблюдателя показы­вает Карон сцены жестокости, строго симметрично расстав­ляет группы, на параллельных планах строит пространство. Дата создания картины позволяет предположить, что в основе сюжета лежат реальные события — союз Монморанси, Сент-Андрэ и герцога Гиза, направленный против гуге­нотов и организовавший их избиение в 1562 году в городе Васси. Видимо, не без умысла художник поместил вдали ар­хитектурные сооружения, напоминающие памятники Древ­него Рима. Он намекает на столицу католицизма, откуда осуществлялось руководство борьбой с протестантами. Исторический факт облечен художником в условную, за­шифрованную форму. Само по себе это не удивительно. Будучи близок к литературным кругам, сотрудничая с Дора и Ронсаром, Карон мог свободно пользоваться аллегориче­ским языком эпохи. 

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства