Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Джеймса Уистлера

Печать

Своеобразным и, может быть, несколько запоздалым завершением импрессионистической гравюры было позднее творчество Джеймса Уистлера, американца, жившего главным образом в Англии, но развивавшегося (особенно в графике) во французских традициях, чем он существенно отличается от своего шурина Ф.-С. Хэдена, главы многочисленной школы английского пейзажного офорта.

Приехавший из Америки во Францию и учившийся там, Джеймс Уистлер рано начал гравировать, и уже в 1858 году издатель Делатр напечатал тираж его офортной «Французской серии», очень близкой гравюре барбизонцев. В Англии в 1871 году были изданы его «Шестнадцать видов Темзы», в которых можно различить воздействия и Ш. Мериона, и Ф.-С. Хэдена. Но в историю гравюры Уистлер вошел своими поздними офортами, особенно «Венецианской серией» (1879 — 1880).

Дж. Уыстпер Пъяцетта. Из «Венецианской серии». 1879

В этих листах художник развивает принципы пейзажей И.-Б. Ионкинда. Он словно возвращается к широким панорамам, само пространство бумаги у него играет важнейшую роль в создании образа. Но в офортах «Венецианской серии» появляется взгляд не только отдаленный, но и удивительно отчужденный. Листы как бы внеэмоциональны, в них часто даже трудно уловить присутствие темперамента. Все внимание художника направлено на экономию средств. Он не заштриховывает пространство, а пользуется затяжкой; здания, корабли чертятся короткими линиями, часто образующими лишенный контура силуэт, который продолжается как отражение в воде лагуны или канала. Офорты вбирают в себя огромные дали, и это пространство завершается в его композиции без ограничивающей линии, только от точности масштабов и разной светосилы неба и воды. Известное определение графики «искусство опускать», данное Максом Либерманом, как нельзя более подходит к работам Уистлера, в них все строится на редукции, на пропуске, все что можно опустить — опущено, штрих быстрый, курсивный, элегантный. В офортах всегда торжествует хладнокровная маэстрия.

То же можно увидеть и в особом жанре — «ноктюрне», который создал Дж. Уистлер в офорте. Эти ночные пейзажи, то морские, то городские, построены на взаимоотношении сгустившейся тьмы и разрывающего ее света, который то скользит, то трепещет, то падает ярким пучком. Все, казалось бы, полно внутренней подвижности и чисто импрессионистической изменчивости. Но и в «ноктюрнах» при всей светоносной поверхности листа, при всей красоте контрастов и тонкости градации есть та же отчужденность исключительно зрительного восприятия окружающего. Может быть, именно поэтому офорты его «Венецианской серии» были встречены в Англии и Америке возмущением. Критики обвиняли его в том, что это всего лишь эскизы. Пославшее его в Италию и заказавшее ему эту серию «Fine Art Society» отказалось принять доски. Только через несколько лет серия была издана и признана критикой.

Известно, что в 1892 году Уистлер по приезде в Париж был у Дега и показывал ему свои последние офорты. Симпатия двух художников друг к другу не случайна. Дега и Уистлер — два имени, которые стоят у начала новой гравюры — офорта и литографии, начавшейся в последнем десятилетии прошлого века, но полностью проявившей свои тенденции к отчужденности зрительного восприятия уже в 20 столетии.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства