Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Смотрите информацию atlas concorde heat у нас.

Творчество Джеймса Уистлера

Печать

Своеобразным и, может быть, несколько запоздалым завершением импрессионистической гравюры было позднее творчество Джеймса Уистлера, американца, жившего главным образом в Англии, но развивавшегося (особенно в графике) во французских традициях, чем он существенно отличается от своего шурина Ф.-С. Хэдена, главы многочисленной школы английского пейзажного офорта.

Приехавший из Америки во Францию и учившийся там, Джеймс Уистлер рано начал гравировать, и уже в 1858 году издатель Делатр напечатал тираж его офортной «Французской серии», очень близкой гравюре барбизонцев. В Англии в 1871 году были изданы его «Шестнадцать видов Темзы», в которых можно различить воздействия и Ш. Мериона, и Ф.-С. Хэдена. Но в историю гравюры Уистлер вошел своими поздними офортами, особенно «Венецианской серией» (1879 — 1880).

Дж. Уыстпер Пъяцетта. Из «Венецианской серии». 1879

В этих листах художник развивает принципы пейзажей И.-Б. Ионкинда. Он словно возвращается к широким панорамам, само пространство бумаги у него играет важнейшую роль в создании образа. Но в офортах «Венецианской серии» появляется взгляд не только отдаленный, но и удивительно отчужденный. Листы как бы внеэмоциональны, в них часто даже трудно уловить присутствие темперамента. Все внимание художника направлено на экономию средств. Он не заштриховывает пространство, а пользуется затяжкой; здания, корабли чертятся короткими линиями, часто образующими лишенный контура силуэт, который продолжается как отражение в воде лагуны или канала. Офорты вбирают в себя огромные дали, и это пространство завершается в его композиции без ограничивающей линии, только от точности масштабов и разной светосилы неба и воды. Известное определение графики «искусство опускать», данное Максом Либерманом, как нельзя более подходит к работам Уистлера, в них все строится на редукции, на пропуске, все что можно опустить — опущено, штрих быстрый, курсивный, элегантный. В офортах всегда торжествует хладнокровная маэстрия.

То же можно увидеть и в особом жанре — «ноктюрне», который создал Дж. Уистлер в офорте. Эти ночные пейзажи, то морские, то городские, построены на взаимоотношении сгустившейся тьмы и разрывающего ее света, который то скользит, то трепещет, то падает ярким пучком. Все, казалось бы, полно внутренней подвижности и чисто импрессионистической изменчивости. Но и в «ноктюрнах» при всей светоносной поверхности листа, при всей красоте контрастов и тонкости градации есть та же отчужденность исключительно зрительного восприятия окружающего. Может быть, именно поэтому офорты его «Венецианской серии» были встречены в Англии и Америке возмущением. Критики обвиняли его в том, что это всего лишь эскизы. Пославшее его в Италию и заказавшее ему эту серию «Fine Art Society» отказалось принять доски. Только через несколько лет серия была издана и признана критикой.

Известно, что в 1892 году Уистлер по приезде в Париж был у Дега и показывал ему свои последние офорты. Симпатия двух художников друг к другу не случайна. Дега и Уистлер — два имени, которые стоят у начала новой гравюры — офорта и литографии, начавшейся в последнем десятилетии прошлого века, но полностью проявившей свои тенденции к отчужденности зрительного восприятия уже в 20 столетии.

 
« Пред.   След. »
© 2019 История изобразительного искусства