Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Франсуа Клуэ

Печать

Купающаяся женщина.КлуэС юных лет Клуэ был связан со всеми крупными пред­ставителями литературы и искусства, жил теми же интересами, что и другие гуманисты, встречался с иностранными художниками, прибывавшими ко двору французского ко­роля, хорошо знал полотна итальянцев из королевских кол­лекций. Были у него и творческие контакты с художниками школы Фонтенбло, о чем свидетельствует «Купающаяся женщина», а также «Купание Дианы», сохранив­шаяся в позднейших копиях. Раздвинутые красные драпи­ровки открывают комнату, где в ванне сидит обнаженная женщина с гвоздикой в руке. Перед ней — ваза с фруктами, к которым тянется мальчик, смеющаяся кормилица держит v груди спеленутого младенца, вдалеке служанка у камина поднимает тяжелый сосуд. Лицо загорелой кормилицы, пухлая рука ребенка, бахрома на тяжелом и ломком шелке занавеса, мелкая оборка синей бархатной шапочки на голове купающейся, тщательно «обсказанный» декор камина, кар­тина на стене, приоткрытый ставень окна с зарешеченной рамой, бликующий металл сосуда, — все как будто бы обы­денно-конкретно и напоминает бытовую сцену. Всё — кроме самой купальщицы, язычески прекрасной в своей наготе и в то же время лишенной какого бы то ни было оттенка чув­ственности. Безукоризненная правильность черт лица срод­ни античной скульптуре. Холодное бесстрастие мраморного изваяния, с которым она демонстрирует совершенство своих форм, порождает ту меру отчужденности и даже, мож­но сказать, высокомерия, которая несовместима с понятием бытового жанра. Герои Клуэ не ищут взгляда зрителя — нечто другое, невидимое нам, привлекает их, а зритель лишь посторонний наблюдатель, он не допускается к участию в происходящем.

Ни для художника, ни для его модели, ни для их современников уже не существует преград средневековой морали— в живописи воцарился настоящий культ обнажен­ного женского тела. «Купающаяся женщина» Клуэ поро­дила множество подражаний, среди которых наиболее известны — «Дама за туалетом» из дижонского музея и луврский портрет Габриэли д'Эстре, фаворитки Генриха IV, и ее сестры в ванне. В основе полотен лежит мифологиче­ская тема купания Дианы или Венеры, нередкая для жи­вописи той эпохи и вдохновившая Франсуа Клуэ на «Купа­ние Дианы».   Купание Дианы Группа переднего плана в этой картине навеяна рафаэлевским «Судом Париса», в пропор­циях фигур заметно сходство с рельефами Приматиччо для замка Фонтенбло. Герои окружены пейзажем, прочувствованным с чисто северной тонкостью. Плавные жесты жен­щин, текучие линии их тел дышат тем же покоем, что и обступившая их природа, где тают в дымке дали, медленно вьются тропы и ручьи. Элегическое настроение слияния че­ловека с природой перекликается с поэзией «Плеяды» — литературной группы, которую возглавлял Ронсар. 

Большой интерес представляет графика Франсуа Клуэ. В карандашных рисунках он пользуется теми же материа­лами, что и Клуэ-старший, но извлекает из них более бо­гатые эффекты. Его рисунки отличаются чеканной тща­тельностью, изяществом и законченностью. Острие италь­янского карандаша то легкой непрерывной линией уверенно чертит контур лица или детали костюма, то коротким и бы­стрым штрихом набрасывает прозрачные тени, то одним при­косновением заставляет ожить глаза модели. Деликатно ложится на бумагу прозрачный слой сангинной растушев­ки, усиленной тонкой штриховкой и более интенсивной в те­нях. В руках мастера карандаш и сангина способны пере­дать и теплую матовость кожи, и мягкую шелковистость волос. Художник увеличивает формат портретов и заме­няет погрудное изображение поясным. Соответственно, большее внимание уделяется костюму, подчас проработан­ному очень тщательно, что придает работам Франсуа отте­нок некоторой парадности, совершенно не свойственный ри­сункам Жана Клуэ.

Экспрессия и резкость ему чужды, характеристика строится на едва уловимых нюансах. Чтобы проникнуть в духовную жизнь героев художника, требуется значительная концентрация внимания и сосредоточенность. Молчаливой чередой проходят французские короли и королевы, их фа­вориты, родственники, придворные. Меняется возраст, пол, костюм, но всюду позы одинаковы, а лица сдержанны, только губы или глаза могут выдать помыслы этих людей, скрытые под маской учтивости и внешнего спокойствия. Властолюбивая, настороженная Екатерина Медичи, высоко­мерный, холодный и наблюдательный Генрих II, недоброжелательно-насмешливый, хитрый и жестокий Карл IX, расчетливая Диана де Пуатье поняты художником с пора­жающей проницательностью. Его характеристики безуко­ризненны в их исторической достоверности.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства