Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Творчество Муленского мастера
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Муленского мастера

Печать

«Муленский триптих», где на внутренних боковых створ­ках изображены Пьер Бурбон в сопровождении апостола Петра и Анна де Боже с дочерью рядом со св. Анной, был написан по заказу герцогов Бурбонских. Ста­тика молитвенных поз, элегантная удлиненность фигур, бо­гатство одеяний и обстановки накладывают печать парад­ности и торжественности. Чета донаторов кажется еще бо­лее застывшей в своей благочестивой неприступности в сравнении со святыми. Муленский мастер создает портреты, позволяющие угадывать характеры: расчетливость герцога, властное высокомерие герцогини.

мастер,витраж,муленский,1500Муленский мастер. Алтарь в соборе Мулена. 1501

Идеальный, по законам красоты преобразованный мир предстает в центральной сцене—явлении девы с младен­цем, окруженной радугой и опирающейся ногами на полу­месяц. Она словно купается в излучаемом ею сиянии, осве­щающем полудетские, простодушно-восхищенные лица сла­вящих ее ангелов. Богоматерь юна и нежна, трогателен ее задумчивый взгляд, полон обаяния наклон головы, женст­вен силуэт. Ясна и уравновешенна построенная на повторах окружностей композиция. Все дышит гармонией и чувст­вом меры.

Подобная умиротворенность, внутренний покой, даже идилличность доселе не свойственны были французской живописи. Но в произведениях, современных Муленскому алтарю, то есть написанных около 1500 года, эти качества становятся главными. Они в равной мере присутствуют в работах «Мастера св. Жиля», творчество которого связы­вают с Парижем, в «Поклонении младенцу» из авиньон­ского музея Кальве неизвестного провансальского художни­ка и в целой группе памятников, также локализующихся на Юге. И пусть мастер жития святых Жиля и Реми с большими подробностями воспроизводит интерьеры соборов Сен-Дени и Сент-Шапель, служащие фоном для действия легенды, а южане отдают предпочтение формам более обобщенным, с широкой пластической моделиров­кой,— но общим становятся для них поиск гармоничного начала как в образах героев, так и в приемах построения картин.

В последней четверти XV века живопись стала оказы­вать сильное влияние на витраж, шпалерное и эмальерное искусства,   поскольку  в  ней теперь  заключалось больше возможностей отвечавшего устремлениям эпохи точного воспроизведения реальности.

Длительное время в области витража сохранялось сход­ство с уже упоминавшимися работами в Бурже. Наи­большим техническим совершенством отличались сохранив­шиеся в большом количестве произведения нормандских и муленских художников. Именно в поздних рабо­тах мастерских города Мулена, особенно расцветших под покровительством герцогов Бурбонских в последней чет­верти XV века, раньше, чем где бы то ни было, проявилась тенденция к сближению с живописью. Так, в витраже, по­жертвованном городскому собору четой богатых буржуа Кадье, четко прослеживается сходство с композицией Му­ленского алтаря. В некоторых нормандских произведениях каждая часть витража включает уже целую сцену, вместо привычных, изолированных фигур.

Последнее обновление ( 25.01.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства