Главная arrow История arrow Голландский офорт 17 века arrow Творчество Рембрандта-офортиста
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Рембрандта-офортиста

Печать

Офорты Рембрандта трудно переоценить. Из многих возможностей, которые открывались офортисту в начале 17 века, он единственный нашел максимально перспективный путь, направленный к естественности, живости, динамике. Рембрандт первый отчетливо понял, что светотеневые градации, движение штриха, передача процесса — вот что может определять специфику офорта. И он развил эти черты до предела. То место, которое в ксилографии принадлежит Дюреру, а в резцовой гравюре — Мантенье, в офорте, несомненно, занимает Рембрандт.

Творчество Рембрандта-офортиста намного перерастает рамки собственно графики. И по широте тематики, и по своей глубине Рембрандт не сравним ни с одним из своих современников. В руках Рембрандта офорт становится техникой, которая может воплотить каждый оттенок любой эмоции — от нежной поэтичности до полного трагизма. Отдельные из этих качеств Рембрандта продолжали и некоторые его ученики, и художники более поздних эпох. Но лишь только к концу 19 века появляются мастера, которые смогли дальше развить возможности офорта. Однако каждый из них довольствовался очень узким кругом проблем. Сравниться же с Рембрандтом по широте диапазона не мог никто из них.

Рембрандт Проповедь Христа. Около 1656 , Рембрандта

Может быть, именно в этом, как это ни парадоксально, лежит причина того, что искусство Рембрандта-офортиста не сыграло роли в дальнейшем существовании голландского офорта, которую естественно было бы предположить. В Голландии в этой технике продолжали работать десятки граверов, но все более обособляются они в определенных жанрах, все поверхностнее и штампованнее становятся их работы. После Рембрандта офорт Голландии приобретает характер своего рода массового искусства.

Для голландских офортистов, в отличие от мастеров почти всех иных школ гравюры, специализация по жанрам была необычайно характерна. Можно со всей определенностью сказать, что, кроме Рембрандта, ни один гравер не переступал, как правило, облюбованной им области. Как известно, это же характерно и для голландских живописцев, причем даже самых выдающихся.

Такая однообразная разработка близких друг другу сюжетов и мотивов, стремление работать на широкий художественный рынок, где популярного мастера должны узнавать, удовлетворить желание потенциальных покупателей видеть в гравюрах себя, своих соседей, свою местность — все это очень быстро привело к чрезвычайной нивелировке дарований и почерков. Собственно говоря, кроме названных офортистов, творчество почти всех остальных граверов не поднималось над уровнем посредственности. Это утверждение можно ограничить лишь одним исключением — офортными работами Якоба Рейсдаля.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства