Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева

Печать

Достаточно близко к искусству Остроумовой-Лебедевой примыкает творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева, с именем которого связано появление в России нового вида гравюры на линолеуме. Более удобный и простой в обработке линолеум очень быстро завоевал популярность. Работая почти исключительно в цвете, Фалилеев старается уловить в природе необычные моменты — яркость красок, цветовые и световые эффекты. Если Остроумову-Лебедеву можно назвать певцом северного города, то Фалилеев — поэт природы средней полосы России. Особое место в его творчестве занимает Волга с ее широкими разливами, живописными берегами, летними грозами, красочными закатами и восходами.

В. Фалилеев, Спелая рожь, 1917

Волга, где прошло детство художника, была для него воплощением красоты русской природы. К этим мотивам он возвращался всю свою жизнь, и именно с ними связана лучшая пора его творчества. Выбирая романтические мотивы в природе (дождь, гроза), Фалилеев постоянно показывает человека, то занятого работой в поле, то идущего на работу, то сплавляющего на реке бревна. Труд, человек и стихия — все это объединяется в большие листы эпического характера («Спелая рожь», 1917; «Возка бревен», 1917).

В. Фалилеев Возка бревен. 1917

Начав свое художественное образование в качестве живописца в мастерской И. Е. Репина, Фалилеев и в гравюре апеллирует к цвету как носителю эмоционального начала. Главным средством выражения для него является не линия, не силуэт, а цвет (золото спелой ржи, синева украинской ночи, холодные краски зимнего снежного пейзажа).

Фалилеев придал гравюре черты масштабности: после огромных листов А. Зубова русская гравюра в целом за двести лет постепенно приобретала все более и более камерный характер. Стремлением к эпическому размаху обусловливается и увеличение размеров его листов, и большая обобщенность формы, и их яркая красочность и декоративная звучность. Во всем этом Фалилеев близок искусству Ф. Брэнгвина и вместе с тем гравюре советского времени. В большой степени достижения В. Фалилеева в цветной линогравюре явились определяющими для развития советского цветного эстампа.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства