Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Тюильри и другое наследие Филибера Делорма
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Тюильри и другое наследие Филибера Делорма

Печать

Самым активным среди архитекторов был Филибер Делорм (ок. 1510—1570). В юности он учился на родине, потом долго жил в Италии. С момента возвращения во Францию и до самой смерти он строил непрерывно. Его имя связано с зам­ками Сен-Мор, Анэ, Фонтенбло, дворцом Тюильри; ему принадлежит разработка проекта гробницы Франциска I в королевской усыпальнице Сен-Дени; с 1548 года он был назначен на должность интенданта королевских строений. Но время оказалось по отношению к нему жестоким. Боль­шинство построенных им зданий погибло или осталось толь­ко в фрагментах: исчез Сен-Мор, перестройки и разруше­ния окончательно исказили Анэ, в 1871 году сгорел Тюильри. Сейчас о них можно судить только по гравюрам Дюсерсо.

В более ранней работе — загородной усадьбе королевской фаворитки Дианы де Пуатье, замке Анэ (начало постройки в 1543—1546 годах), к центральному двору усложненного геометрического рисунка в плане прилегали слева и спра­ва два других одинаковых двора, окруженных низкими зданиями. Большой двор, ограниченный главным двухэтаж­ным корпусом и двумя боковыми корпусами такой же вы­соты, замыкали одноэтажные крылья, соединенные массив­ной аркой-воротами, тяжеловесной от некоторой перегру­женности деталями, свойственной манере Делорма. Ниж­ние этажи главного и правого корпусов были оформлены перистилем с колоннадой из сдвоенных колонн, а в портике входа применяется следующий порядок ордеров: дориче­ский— внизу, над ним — ионический, и коринфский — в третьем ярусе, — ставший позднее почти каноническим. Необычно выполнена маленькая круглая капелла: свод увенчанного фонарем купола держит сетчатое скрещение нервюр, но эта средневековая конструкция замаскирована кессонами, придавшими ей ренессансный облик.

В старину за дворцом находился обширный цветник; за­мок был окружен рвом, угловые павильоны имели форму бастионов, на скатах крыши громоздились высокие стояки труб. Сейчас от гордого и богатого жилища осталось левое крыло, капелла и входные ворота, да во дворе Школы изящных искусств, в Париже, можно увидеть портик глав­ного здания. Ф. Делорм. Замок Анэ. Ворота. Ок. 1546 

Тюильри, заказанный архитектору Екатериной Медичи, должен был стоять рядом с Лувром и соединяться с ним галереей. К этому времени строительство нового Лувра, заменившего древний замок, уже шло полным хо­дом. И Делорм безусловно стремился к тому, чтобы оба здания слились в единый ансамбль. По мысли Делорма, Тюильри представлял собой грандиозный прямоугольник с парадным двором в центре и четырьмя дворами меньшего размера по сторонам. Сам архитектор успел возвести лишь центральный корпус западного крыла, состоящий из трех павильонов-ризалитов в три этажа, перекрытых куполооб­разными мощными крышами, и соединяющих их двух более низких частей. Заметно, как стиль Делорма делается чище и целостнее: теперь он решительно переосмысляет готиче­ские формы, превращая прежние башни в массивные квад­ратные павильоны и заменяя островерхие кровли купола­ми. Особый интерес Делорма к ордерной системе, которой он придавал большое значение во всех своих постройках, сказался и здесь: первый этаж соединительных частей зда­ния обращен в аркады, куда архитектор ввел изобретен­ную им форму колонны, получившей название «француз­ской»— каннелированный ствол колонны, заканчивающей­ся ионической капителью, разбит несколькими выступаю­щими гладкими кольцами-барабанами. 

Делорм много занимался разработкой теории архитек­туры. Им написаны два трактата — «Архитектура», издан­ный в 1567 году, и «Новые изобретения, чтобы строить дешево и хорошо», где систематизированы те знания и ме­тоды ведения строительства, которые раньше передавались изустно. Хороший литературный язык делал эти сочинения доступными и широкому кругу читателей.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства