Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ученики Мантеньи

Печать

Ученики Мантеньи работали главным образом по рисункам учителя («Триумф Цезаря», «Бичевание Христа», «Снятие с креста», «Положение во гроб»). Но даже самые смелые и красивые композиции мастерской уступают и в замысле, и по качеству исполнения подлинным произведениям художника. При сравнении двух гравюр «Положение во гроб» Мантеньи и его школы становится ясно, как слабеет высокий пафос великого мастера в созданиях учеников: утрачены элементы пространства и времени, скала заняла в композиции слишком большое место, и поэтому сцена погребения стала казаться менее значительной; жесты и позы участников трагедии традиционны, они лишены патетики Мантеньи.

Положение во гроб
Положение во гроб
Танец четырех женщин
Танец четырех женщин

Среди учеников великого мастера выделяется Дзоан Андреа. Его «Танец четырех женщин» исполнен в обратную сторону с эскиза Мантеньи к четырем музам для картины «Парнас», написанной для студиоло Изабеллы дЭсте. Кажется, сохранены приемы учителя: заштрихованный фон, параллельная штриховка под углом к контуру, иногда сопровождаемому аурой. Но серые тени, покрывающие иногда почти всю фигуру, никогда не встречаются у Мантеньи. Андреа хорошо передал легкую танцевальную поступь богинь. Однако жесткие складки их одежд носят чисто декоративный характер и не согласованы с движением фигур в гравюре.

У Мантеньи не было преемников. Его младший современник Джованни Антонио да Бреша в начале творческого пути имитировал его приемы, но потом начал подражать Дюреру и, наконец, переселившись в Рим, работал в манере Маркантонио Раймонди. Подражания этого художника довольно удачны, но контур излишне утрирован, штриховка местами положена слишком ровно. Вдохновенная речь Мантеньи у его подражателей превратилась в схему. И все же композициям «в духе Мантеньи» и даже копиям с его работ нельзя отказать в силе выражения и крепкой скомпонованности групп. Примером может служить гравюра Антонио да Бреша «Геркулес и Антей».

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства