Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Уильям Хогарт

Печать

Родоначальником нового английского искусства, искавшим национальные пути его развития, был Уильям Хогарт. Он был первым английским художником-профессионалом, который сделал свое искусство актуальным, наделил его животрепещущим для современников содержанием. Все творчество У. Хогарта, с первых шагов еще начинающего художника до поздних работ прославленного мастера, теснейшим образом связано с гравюрой. Еще до того, как появились первые живописные произведения Хогарта, он уже был автором многих гравюр, в течение первых десяти лет своей художественной карьеры всецело посвятив себя этому искусству. Уже в 1721 году им была выпущена первая самостоятельная гравюра «Пузыри южного моря», выполненная резцом и офортом. На протяжении всей творческой деятельности Хогарт создал самые разнообразные произведения в технике резца — сатирические листы, политическую карикатуру, аллегорические композиции, рекламные карточки, иллюстрации к поэме С. Батлера «Хадибрас» (1726), являвшейся настольной книгой англичан в первой трети 18 века.

У.Хогарт Иллюстрация к поэме С.Батлера «Хадибрас». 1726

Зрелые годы У. Хогарта более всего связаны с работой над живописными сериями на «современные нравственные сюжеты», которые художник вместе с помощниками часто репродуцирует в гравюре. В его знаменитых циклах «Карьера падшей женщины» (1731 — 1732) «Карьера мота» (1734 — 1735), «Модный брак» (1743 — 1745)» «Трудолюбие и праздность» (1747), «Выборы» (1755 — 1758) обнажались и бичевались пороки современного художнику общества, уклад жизни, нравы англичан, политические интриги. Хогарт был выразителем идеологии широких слоев английской буржуазии, ее самосознания как ведущего класса, становления и процветания буржуазного строя в Англии в 30 — 40-е годы 18 века. Острие его чрезвычайно своеобразного едкого и бичующего искусства было в равной степени направлено на представителей верхушки нового класса буржуа и сохранившегося в стране феодального дворянства. Сатирическое, критически-тенденциозное и морализирующее искусство Хогарта во многом отражало общеевропейские идеи эпохи Просвещения того времени.

Однако живописные полотна, в которых первоначально Хогарт исполнял свои циклы, не могли отвечать главной цели творчества художника — публицистичности искусства, которое должно «воздействовать на политику, мораль, быт, эстетику своего народа». В мастерской их видел ограниченный круг людей, а после продажи картин коллекционеру они становились доступными лишь лицам, посещавшим его дом. Закономерно поэтому было обращение Хогарта к наиболее массовому, доступному и дешевому виду искусства — гравюре. Она стала верно служить художнику для воспроизведения и тиражирования собственных живописных оригиналов. Его многочисленные листы, как «мизансцены» воспроизводящие картины, последовательно разворачивают события, подводя зрителя к финалу серии-спектакля. Художник вторгается во все сферы жизни. Гравюры, часто чрезмерно перегруженные деталями, в то же время четко и зримо читаются. Он предельно упрощает использование возможностей техники резца и, как правило, соединяет ее с офортом. Резцом и офортной иглой художник проводит жесткие и длинные линии, чаще всего перекрещивающиеся под прямым углом. Эта простейшая штриховка, где строгие прямые линии являются основным формообразующим элементом, не способствует созданию художественного эффекта эстампа. Хогарт сознательно не обращал внимание зрителя на эту сторону работы, ограничивая гравюру лишь пределами содержания. Его листы создавались для «чтения» назидательного урока, а не для любования художественным произведением.

Нередко картины Хогарта репродуцировались граверами, но часто это делал и сам художник, сознательно прибегая к лаконичному и даже грубому графическому языку в своих листах. Такое исполнение он считал наиболее доходчивым и действенным, к тому же удобным для быстрого и массового тиражирования. Его эстампы пользовались огромным спросом, бесконечно перегравировывались, попадая затем в самые отдаленные места не только Англии, но и Европы. Однако с именем Уильяма Хогарта трудно связывать рождение гравюры в Англии как самостоятельного, эстетически значимого художественного явления. Его гравюры имели главным образом идеологическое и социальное значение.

Под влиянием Хогарта с середины 18 века оживляются интерес и внимание к гравюре, которые не ослабнут вплоть до начала 19 века, стимулируя расширение печатного дела и развитие гравюры. Оно достигло в Англии существенных успехов, но пошло своеобразным и довольно узким путем. Дальнейшая направленность развития гравюры была предопределена уже Хогартом, использовавшим ее репродукционные возможности.

 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства