Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow В живописи и скульптуре проявляются исторические и мифологические образы
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

В живописи и скульптуре проявляются исторические и мифологические образы

Печать

В живописи и скульптуре появляется обилие произве­дений исторического и мифологического содержания, со­здается необыкновенное число портретов, их усердно кол­лекционируют; в замках впервые устраиваются портретные галереи. Да и характер портретов меняется — это не изо­бражения донаторов, включенные в религиозную сцену, а совершенно самостоятельные произведения. В скульптуре и живописи воцаряется языческая нагота.

Период наивысшего подъема искусства французского Возрождения падает на время, когда в Италии на смену Высокому Возрождению приходит новое направление — маньеризм. И на творчестве французских художников весь­ма существенно отразилось то, что приобщение к искусству великих мастеров итальянского Возрождения происходит одновременно со знакомством с работами маньеристов.

Маньеризм был порожден очень напряженной атмо­сферой духовной жизни в Европе того времени, и прежде всего в Италии. Католическая реакция, с одной стороны, усиление и умножение тиранических дворов с их сложней­шими ритуалами придворного церемониала и этикета в раз­дробленной и политически ослабленной Италии, с другой,— все шло вразрез с представлениями гуманистов о свободе мысли и поведения человека, о его величии. Былые пред­ставления рушились, оставляя за собой разочарование и трагическое смятение. Мечта о гармонии разбивается и о кровавую жестокость истории — достаточно вспомнить только резню в Риме 1527 года, крестьянские войны в Гер­мании или бойню Варфоломеевской ночи. Открытие Аме­рики, кругосветное путешествие Магеллана, теории Копер­ника и Галилея, учение Джордано Бруно, расшатывая извечные представления о Земле, космосе и открывая совер­шенно новые горизонты, ставят человека перед пугающей бездной бесконечно расширившегося мира. Даже замы­каясь внутри себя, человек не находит равновесия и покоя. Искусство маньеризма и воплотило в своих образах это внутреннее беспокойство, этот мятущийся дух.

Во французской культуре таились тенденции, способ­ствовавшие восприятию ряда черт искусства маньеризма. Аристократическим представлениям французского гума­низма были близки некая холодность и замкнутость обра­зов, идеал условной красоты, выразившийся в гибких, сильно удлиненных силуэтах фигур, причудливом плетении линий. Была в этой трактовке форм и отдаленная переклич­ка с готикой, еще так недавно активно воздействовавшей на формирование вкусов. На не совсем забытую средневе­ковую традицию художественного мышления образами-символами накладывалась и аллегоричность, в высокой мере свойственная маньеризму.

Очагом распространения этого направления искусства во Франции стал замок Фонтенбло, куда Франциск I при­гласил итальянских художников Россо, Приматиччо, Бен-венуто Челлини. Все они были видными представителями маньеризма и оказали воздействие на судьбы французского искусства.

Большинство крупных местных мастеров было в той или иной степени связано со школой Фонтенбло, многие из них работали под непосредственным руководством прослав­ленных итальянских живописцев. Но все же следует гово­рить скорее об обогащении, расширении профессиональных возможностей, освоении достижений маньеризма в мону­ментально-декоративном искусстве, но никак не о беспре­кословном подчинении или нивелировке манеры.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства