Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow В Лиможе возникает техника так называемых расписных эмалей
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

В Лиможе возникает техника так называемых расписных эмалей

Печать

Во второй половине XV века в Лиможе возникла тех­ника так называемых расписных эмалей, не имевших ни­чего общего с прежними выемчатыми эмалями, которыми этот город славился в XII и XIII веках (их производство заглохло в конце XIV столетия). Теперь и в работе эмаль­ера появилось сходство с работой живописца. Для нанесе­ния красок стали пользоваться кистью, что давало возмож­ность воспроизводить объемы, игру светотени. Процесс был сложен и длителен, поскольку введение каждого нового цвета требовало нового обжига. Белая основа усиливала прозрачность эмали, делая ее особенно насыщенной цветом и светоносной. Излюбленные сочетания синих, зеленых, гу­сто-винных и белых пятен создавали изысканную, холод­новатую гамму. Черный подмалевок, ощутимый под верх­ними слоями, четко определял контур изображения, краска, положенная гуще в тенях, лепила объемы. На более ранних произведениях часто встречаются так называемые «кабо­шоны»— крупные, прозрачные капли эмали, которые своим мерцанием имитируют игру драгоценных камней. Они укра­шают каймы одежд, конскую сбрую, головные уборы, вен­чики цветов. Пластинки всегда оживлялись золотом, накла­дывавшимся в последнюю очередь. Им прописывались пряди волос, складки платьев, звезды, облачка.Лиможская эмаль. Створка триптиха.

В XV веке и даже в начале XVI изготовлялись глав­ным образом предметы культа — иконы и алтари-складни. Только в редких случаях композиции изображений стано­вились плодом самостоятельной творческой фантазии их создателей. Как правило, эмальеры работали по картонам-образцам. Темы страстей Христа, к которым они обычно прибегали, воспроизводились в экспрессивной, подчас экзальтированной манере. Эмоции персонажей выражались через преувеличенную мимику лиц, резкую жестикуляцию, а угловатые контуры, беспокойное движение целых каска­дов складок тканей еще более усиливало напряжение сцен.

Бурные изменения начнутся лишь с тридцатых годов XVI века, когда появится множество новых сюжетов — библейских, античных, бытовых. Все меньше будет изготов­ляться культовых предметов, они начнут уступать место посуде, портретным пластинам, шкатулкам для драгоценно­стей, декоративным панно. С XVI веком к эмальерам при­дет и большая композиционная самостоятельность, и боль­шее различие индивидуальных манер.

При Карле VIII (1483—1498) процесс собирания фран­цузских земель в основном заканчивается: благодаря бра­ку с Анной Бретанской была присоединена и независи­мая до того Бретань. Важнейшим историческим фактором, сказавшимся и на дальнейшем развитии Франции, явилось то, что сложение нации и возникновение новых экономиче­ских отношений протекало одновременно со становлением абсолютизма. Энергия королей теперь поглощалась зада­чами создания и укрепления новых форм управления госу­дарством и заботами об увеличении престижа своей власти, что не замедлило сказаться на искусстве и архитектуре, в частности на строительстве грандиозных парадных рези­денций.

56. Замок Амбуаз. 1492—1498

В 1492 году Карл VIII пригласил группу строителей из северных районов страны для реконструкции древнего укрепленного замка Амбуаз, стоящего на высоком обрыве каменного плато на берегу Луары (илл. 56). Королю хоте­лось, чтобы Амбуаз стал самой пышной и богатой резиден­цией в Европе. Замок опоясали крепостные стены с круг­лыми башнями, две из которых неожиданно и остроумно превращены в своеобразные ворота: самые грузные и тол­стые, они уходят основаниями к подножию плато, и в их полое нутро встроены спиральные пандусы для въезда в замок на лошадях. Здесь церковь и соединенные многочис­ленными переходами жилые и служебные корпуса расстав­лены живописно, без стремления к симметрии. Вместе с крепостными стенами они образуют систему обширных дворов неправильной формы. Готический дух выразился в планировке замка, в зубчатых завершениях башен и стен, во внешности зданий с их аркадами, выступающими лест­ничными башнями, в характере обильного скульптурного убранства фасадов, в островерхих крышах, нервюрных сво­дах залов, во всей системе строительных конструкций. Но при этом главный корпус уже не прячется за стеной, а вы­тягивается по краю обрыва и выходит широкими окнами на реку и окрестности.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства