Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Венецианские ксилографы
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Венецианские ксилографы

Печать

В области гравюры на дереве гегемония надолго сохраняется за Венецией. Венецианские ксилографы очень рано начинают улавливать первые признаки новых живописных устремлений, которые проявились в северной гравюре уже в 15 веке, а в 16 составили если не главное в венецианском искусстве, то во всяком случае одну из самых существенных проблем. В ее решении гравюре на дереве предстояло сыграть весьма значительную роль. Первые известия о венецианских граверах дошли до нас из прошения резчиков по дереву и изготовителей игральных карт. Обратившись в 1441 году в венецианский сенат, они просили защиты от наплыва конкурирующей иностранной продукции, приводящей их ремесло в упадок. Возможно, эти просители были простые ремесленники, но очень скоро, уже к середине 15 века, венецианская гравюра на дереве заняла надлежащее ей место. Подобно гравюре на меди, в Венеции первые художественные гравюры на дереве во Флоренции были исполнены в характерном линеарном стиле.

В прекрасном листе с изображением Антония Падуанского (ок. 1450) безукоризненная строгость стиля проявляется в чистых архитектурных линиях монастырского дворика и гармонирующих с ними длинных контурах ниспадающей одежды святого. Ни один штрих внутреннего рисунка не нарушает прозрачную гармонию тонких непересекающихся линий; черные пятна церковных окон, тени в арках, тени в широких рукавах одежды святого, положенные ровно, сплошным зачернением, напоминают басовые ноты, дающие опору звучаниям верхних регистров.

В этой гравюре венецианская склонность к живописной выразительности пятна еще только зарождается. Там, где гравюра оставалась чисто линеарной, на помощь приходили живописцы, мастера, раскрашивавшие гравюры. Отсутствие внутренней разработки в контурном рисунке открывало перед ними большие возможности. В гравюре «Распятие» из сюиты «Страсти господни» Иеронимо ди Санктиса красочные пятна положены так свободно, что «перекрывают» линеарную основу и явственно обнаруживают стремление к живописному началу. Даже в пределах линеарного стиля, в черно-белых листах венецианские граверы тяготели к живописности, придавая штриху гибкость, живость, свободное и разнообразное движение. В упомянутых гравюрах Иеронимо ди Санктиса, восходящих к середине 15 века, в коренастых фигурах слуг, палачей и людей из народа линеарный стиль оживлен крепким штрихом, изгибающимся в смелых ракурсах их фигур, возможно, наблюденных в натуре; длинные, непересекающиеся линии оставлены для изображения ведущих персонажей в сценах, исполненных скорби и тишины («У креста»). В некоторых из гравюр этой сюиты, как, например, в листе «Благовещение», живо звучит стремление к декоративной разработке всего листа в целом: в архитектуре подчеркнуто причудливое убранство; тяготение к пятну находит свое выражение в густо заштрихованных деталях.

Стремление к декоративности решения ярче всего выражено в титульном листе, принадлежащем тому же Иеронимо ди Санктису. Прозрачная, подобно кружеву, чисто линеарная гравюра разделена на три пояса, или, вернее, на три сферы: нижняя — земля с ее травами, цветами и фигурками животных; верхняя — небо, где звезды, солнце, луна отделены от средней сферы декоративно разработанным пояском из небольших облачков. Свободное пространство средней сферы оставлено для трех аллегорических фигур — Урании, Астрономии и Птолемея. Их контурный рисунок оживляют параллельно заштрихованные отдельные части гравюры: длинные волосы Урании, ее компас, гемисфера в руках Астрономии и украшения одежды Птолемея. Эти заполненные сближенными линиями детали центрального изображения перекликаются с узором звезд и цветочными мотивами внизу на земле, собирая воедино всю композицию. Легкий и свободный штрих, склонный к округлению декоративных форм, также объединяет все три части гравюры.

Последнее обновление ( 23.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства