Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Веяние эпохи раннего Ренессанса
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Веяние эпохи раннего Ренессанса

Печать

И в «Триумфе Вакха и Ариадны», и в «Саде любви» ясно ощущается веяние эпохи раннего Ренессанса. Господствующие взгляды и настроения этого замечательного времени еще ярче отражены в изящных образах так называемых тарокки — небольших гравюрах тонкой манеры, появившихся около 1465 года во Флоренции, Ферраре и других художественных центрах.

Речь идет о серии игральных карт, имеющих образовательный характер, известных под названием «Тарокки Мантеньи», т е по имени художника, которому они в прошлом приписывались Группа этих гравюр известна в литературе как Серия Е (по букве Е в правом нижнем углу первых десяти гравюр) с тем, чтобы отличить ее от аналогичного по содержанию, но более позднего цикла гравюр (Серия S) Она включает 50 листов, которые делятся на пять групп, помеченные начальными буквами алфавита Группы отличаются по сюжетам различные человеческие сословия (гр Е, i — 10), Аполлон и Музы (Д, и — 20), искусства (С, 21 — 30), Таланты и Доблести (В, 31 — 40), Планеты и Сферы (А, 41 — 50) В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве хранятся изящные тарокки 15 века венецианского происхождения: их бледно-серый штрих напоминает карандашные рисунки, а более густой и черный штрих флорентийских тарокки скорее похож на рисунки пером.

В этих небольших гравюрах изображены различные сословия, искусства, нации, добродетели, символы планет, мифологические персонажи. С одной стороны, тарокки — это своеобразные замысловатые игральные карты, но вместе с тем они представляют собой как бы листы атласа или научного пособим, суммирующего образованность кватроченто. И, действительно, в образах и стиле этих гравюр отражены ведущие идеи Возрождения.

Ювелир
Ювелир

Первая из них — «Ювелир» — переносит зрителя в гуманистический мир эпохи, ставя в центре изображения человека, занятого работой в своей мастерской. Гравюра связана с одной из основных задач Возрождения — стремлением освоить линейную перспективу и поместить человека в четко построенный интерьер. Неизвестный автор почти подходит к решению этой задачи, а между тем гравюра создана за несколько десятков лет до знаменитого «Иеронима в келье» Дюрера.

С любовной точностью изображена обстановка мастерской золотых дел мастера, искусство которого было столь близко искусству гравера. Налево горн с разогревающимися золотыми слитками; у рабочего столика ювелир, в его руках молоточек и крошечная наковаленка, за его спиной ученик внимательно следит за каждым движением мастера, на стене маленькая полочка, где расположены различные снадобья и инструменты. Под гравюрой надпись «artixan», это слово обозначало в 15 веке и ремесленника, и художника, что отражало действительное взаимодействие, в котором находились тогда искусства и ремесла.

Диана
Диана

Гораздо мягче и деликатнее исполнены в тонкой манере нежным контурным штрихом с почти незаметной прозрачной светотенью листы «Диана» и «Купание Венеры». Возрожденные образы античных богинь вписаны в легко намеченный пейзаж. Необычен лаконизм маленьких изображений, впитавших в себя величайшие идеи Возрождения. В них решаются серьезные творческие задачи, которые ставили перед собой мастера этой замечательной эпохи. И в «Диане», и в «Венере» античные реминисценции проявляются так же, как и в «Триумфе Вакха и Ариадны». В «Диане» ощущается почти космическое пространство, в «Венере» переданы прекрасные пропорции обнаженного тела. Кроме того, в этих маленьких гравюрах те же проблемы, что и в живописи: размещение человека в интерьере, человек и природа.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства