Главная arrow Духовность искусств arrow Национальность в искусстве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Национальность в искусстве

Печать

Виолле-ле-Дюк, а за ним и Бутовский считали, что эпоха Возрождения имела для России отрицательное значение: она направила-де русское искусство в послепетровское время на ложный путь подражаний Западу. Как глашатаи будущего, они хотели бы вернуть русское искусство после того, как оно, «казалось, замкнулось в самом узком формализме», к его «источникам», исходившим «из Византии и с Востока — из Азии, Персии и Армении». Эта глубоко ложная и совершенно неправильная позиция сбросила со счетов и ученый авторитет Виолле-ле-Дгока и защитительные речи Бутовского. Ложная тенденция связать будущее русского искусства с «византийскими» и «индо-персидскими» формами только и могла вылиться, что в бредовые аналогии между шатровыми храмами Руси и Индии, основанные на мистических «воспоминаниях» русского человека «в пору, когда его взор перестал обращаться к Константинополю».

Досадно наблюдать, как здравые мысли, основанные па зрелости и опыте известного теоретика архитектуры (вспомним его рассуждения о зависимости искусства каждого народа, особенно в архитектуре, прежде всего от климата, материалов, общественных потребностей, традиций в ремесле, религиозных чувств, гражданских и военных обычаев, вкусов, свойственных племенам), перемешиваются антинаучными домыслами, в которых не найти и капли историзма. Участие Стасова в полемике вокруг книги Виолле-ле-Дюка было не очень содержательным. Конечно, его «азиатская» теория имела к ним прямое отношение. Но об источниках «материалов», которыми пользовался для своих умозаключений Виолле-ле-Дюк, почему-то не упоминалось.

В. В. Стасов отнесся к французскому ученому с уважением, смешанным с негодованием. «Он один из самых ранних и могучих бойцов за национальность в искусстве, человек, свободный от всех академических привычек и идей, непримиримый враг лжеклассицизма в школе, жизни и творчестве, человек, весь свой век сражавшийся против выдохшихся преданий и бесцветного художества»,— так характеризовал Стасов Виолле-ле-Дюка. Но, отметив в труде этого ученого проблески сильной и оригинальной мысли и глубоких определений, Стасов ужаснулся тому, что «тут же рядом умещается у него столько стариковской болтовни, утомительных повторений, поверхностных приговоров». Стасов решительно отверг защитительные речи Бутовского («Мы-то, дураки, только хлопали ушами и ничего не умели, а те двое (Виолле-ле-Дюк и Бутовский) пришли, понюхали, посмотрели и «скоро» и «легко» справились»). Спор Стасова с Бутовским продолжался долго и вылился в безудержную потасовку.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства