Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Владимир Андреевич Фаворский
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Владимир Андреевич Фаворский

Печать

Одной из ведущих проблем, решаемых В. А. Фаворским в ксилографии, была проблема цельности композиционной формы, выражающей цельность мировосприятия человека. Понимаемая широко, она была тесно связана с проблемой выявления специфических возможностей данного искусства. Уже в одной из самых ранних гравюр Фаворского дореволюционного периода — «Групповой портрет с манекеном» (1910) — достаточно ясно выражена эстетическая концепция художника, его представление о специфике гравюры как искусстве изображения на плоскости.

Художник так группирует объемы в композиции, что создает впечатление вдавливания пространства внутрь граверной доски, выявляя в предметах наиболее постоянные свойства: пространственную протяженность, весомость. И в то же время пространство здесь пластически осуществляется посредством сопоставления предметов. Все объемы как бы тяготеют друг к другу, благодаря чему возникает то силовое пространственное поле, которое всегда присутствует в произведениях Фаворского. Фаворский в 1920-е годы исключительно, а в 1930-е и позднее — преимущественно, в комбинации с белым пользуется черным штрихом, при помощи которого он добивается цельности изображения.

В. Фаворский Портрет К.Н.Истомина. 1918

В «Групповом портрете с манекеном» это еще не так очевидно. «Манифест» черного штриха — это гравюры 1918 года: «Портрет К. Н. Истомина» и буквицы к «Суждениям аббата Жерома Куаньяра» А. Франса. Пользуясь белым штрихом, художник часто активным изобразительным началом делает свет, что придает изображению вместе с достоверностью оттенок случайного, частного. Отказываясь от светотеневой моделировки формы, он получает возможность внести в изображение большую конструктивную ясность. Черным штрихом, обозначающим как бы траектории движения зрительно-осязательной точки по исследуемому объему, Фаворский строит основные массы головы, лица.

Перед гравером стоит задача исследовать объем как некую пространственную данность, а не только как объект, воспринимаемый исключительно зрительно. В «Портрете К. Н. Истомина» Фаворский ищет прежде всего конструктивную цельность. Черным квадратом в оттиске с доски первого состояния, монограммой и датой, награвированными на доске в ее окончательном состоянии, передана и закреплена в восприятии зрителя изобразительная плоскость. Далее в пространстве располагаются параллельные ей фронтальные планы, которые организуются графическими элементами, сопоставленными, «рифмуемыми» по подобию (например, круглящиеся штрихи на лбу и подбородке).

Рассматривая, сравнивая их между собой, зритель активизирует в своем сознании пространственно-двигательные представления, благодаря чему как бы включается в художественный акт изучения и познания модели. В этом стремлении Фаворского закрепить в изображении путь создания произведения сказывается новаторская тенденция. И в то же время, если рассматривать отдельные графические элементы гравюры, то в параллельном черном штрихе, четких, иногда почти орнаментальных линиях легко узнать влияние классической немецкой гравюры на дереве.

Буквицы к «Суждениям аббата Жерома Куаньяра» А. Франса тоже награвированы черным штрихом. Инициалы к книге Франса вызывают представление о крупной монолитной скульптурной форме, выполненной в материале, обладающем при обработке значительной силой сопротивления. Изображение продолжает сохранять ярко выраженные конструктивные качества. Но конструкция включилась в ритм масс, которые сконцентрировались, приобрели плотную, ритмически оформленную поверхность.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства