Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Влияние на графику событий 1905 года
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Влияние на графику событий 1905 года

Печать

Революционные события 1905 года резко изменили тематику русской графики, придав ей острую социальную направленность. Объединив художников разных направлений, разных стилей, революция 1905 года внесла в искусство графики элементы гротеска, напряженный драматизм, символику.

Она поставила перед графикой новые задачи, связанные с изменением, переустройством мира. Наиболее развернутый отклик на это мы находим в графике сатирических журналов («Жупел», «Адская почта», «Гамаюн» и других), где печатались рисунки В. Серова, Е. Лансере, Б. Кустодиева, А. Вахрамеева.

В гравюре непосредственным откликом на события 9 января 1905 года явились офорты Сергея Васильевича Иванова «Расстрел» и «У стенки». Они обличают жестокость царской расправы с демонстрантами. Контрастное сопоставление пустого пространства площади и одинокой фигуры убитого, упавшего лицом на мостовую, придает офорту «Расстрел» (1905) драматическое звучание. С. Иванов работал в гравюре немного, но создал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества офортную мастерскую, которая была в Москве до 1917 года единственным граверным центром.

Опосредованно революционные настроения выразились в активизации художественных средств в гравюре, в эмоциональной напряженности образов.

Это активное начало и составляет главное отличительное качество московской гравюры последнего предреволюционного десятилетия.

Плоскостно-декоративная система «Мира искусства» исчерпала себя к этому времени. Искусством Остроумовой-Лебедевой завершается «петербургское направление» в русской гравюре, начатое при Петре I. Условно это направление можно обозначить как путь европеизации русской гравюры.

Главные достижения московской предреволюционной гравюры связаны с началом творческих исканий В. А. Фаворского в ксилографии, И. И. Нивинского в области офорта, Н. С. Гончаровой в литографии.

Деятельность Наталии Сергеевны Гончаровой в области литографии ограничивается, по существу, 1912 — 1914 годами и принадлежит целиком дореволюционному русскому искусству. Меняя пластическую и пространственную структуру в искусстве литографии, Гончарова отказалась от «описания» видимого мира предметов, от иллюзорно-пространственной системы в искусстве. Ее поиски новых форм близко соприкасались с пробудившимся интересом к России, к ее прошлому, к национальным формам искусства.

Закономерно, что это новое направление в русском искусстве, в истории русской гравюры связано с Москвой, которая была хранительницей старых традиций в гравюре дольше других городов. В гравюре Москвы вновь обретает свою вторую жизнь русская народная картинка — и сама по себе (в проснувшемся к ней интересе), и претворенная в современных образах Гончаровой. Интерес к русской иконописи, к русскому народному искусству, к примитиву был явлением широкого культурного порядка.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства