Главная arrow Духовность искусств arrow Восприятие Судного дня
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Восприятие Судного дня

Печать

Характерное для византийцев восприятие Судного дня как беспощадного возмездия за грехи оказалось бесконечно далеким от русского истолкования Деисуса как надежды на всепрощение. Андрей Рублев (ок. 1360/70 —ок. 1430) оттенил в образе мессии прежде всего его земное начало. Из мира юдоли и печали, из страха смерти лишь одна тонкая путеводная нить могла вывести в царство вечное. Этой нитью была вера в Бога, воплотившегося в человека. Подражание его жизни и следование его заветам давали надежду на спасение. Поэтому в Звенигородском чине (условное название нескольких икон Деисуса по месту их нахождения в Звенигороде) Рублев изобразил Спасителя, не как грозного, беспощадного Судию, а как любящего, сострадающего, снисходительного Богочеловека, взгляд которого не устрашает, а утешает.

 

Очеловеченный образ Бога, отличный от византийского канона, представляет собой типаж с высоким открытым лбом, тонким прямым носом, небольшими, близко посаженными к переносице глазами. Все это рождает впечатление благожелательности, доброты, участия. Но самое главное, что, несмотря на новую трактовку образа, акцент по византийским меркам делается на выразительности лика и глаз. В образе Спасителя, где противоположность духа и плоти, небесного и земного предельно смягчена, Рублев воплотил идеал Богочеловека.

 

Неразрывное единство духа и плоти создает мягкая светоносная манера наслаивать тона так, чтобы яркие, светосильные цвета — янтарно-желтый, розово-красный, кофейно-коричневый — просвечивали через верхнюю, более светлую охру. Поэтому кажется, что Спас не только преображен сиянием, но и сам излучает мягкий золотистый свет.

 

Продолжая традицию Феофана Грека, Рублев поместил над высоким Деисусом праздничный ряд — иконы, отражающие земной путь Иисуса, и пророческий ряд — иконы ветхозаветных пророков, предсказавших воплощение Бога в человека. Этот ряд, показавший извечную заботу Бога о спасении человека, делал надежду, заключенную в молитве святых в Деисусе, еще убедительнее. Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили высокий русский иконостас.

 

Он увенчивал собственно алтарную преграду с вратами в алтарь, которая стала играть роль нижнего, самого высокого ряда иконостаса — местного ряда. Его украшают различные иконы, среди которых обязательными считаются иконы Иисуса Христа и Богородицы. Икона Богородицы помещается слева от центрального входа в алтарь, икона Христа — справа. Рядом ставится храмовая икона, дающая храму название.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства