Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Возникновение гравюры во Франции
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Возникновение гравюры во Франции

Печать

Еще в 14 веке торговля индульгенциями приняла массовый характер. С конца 14 века в Авиньоне было налажено их производство, и странствующие монахи разносили по всему свету дешевые гравированные листы, которые предшествовали появлению ксилографических книг. В Марселе печатались игральные карты. Увлечение азартными играми охватило самые широкие слои французского общества. Был издан целый ряд королевских и церковных указов, запрещающих их, а производство игральных карт преследовалось и каралось законом. Ранние гравюры были обнаружены и в других городах Франции. Так, в Лионе был найден лист с изображением мадонны с младенцем на фоне ажурной решетки с арочным завершением, позднее получившей название «Лионская мадонна» (ок. 1425). Сюита из трех листов с изображением девяти всадников (ок. 1465) и гравюра «Св. Франциск Ассизский» (ок. 1490) приписываются парижскому художнику. В Артуа были найдены листы «Благовещение с единорогом» (ок. 1445) и «Страшный суд» (ок. 1445).

Сохранившиеся памятники говорят о повсеместном возникновении гравюры, развитие которой в конце 15 века стимулируется появлением книгопечатания при помощи подвижного шрифта и активной деятельностью целого ряда издательских центров, среди которых выделяются Лион и Париж. В это время размеры гравюры увеличиваются. Однако, несмотря на разнообразие образных и художественных решений, листы едины по своему характеру. Это гравюры высокой печати с деревянных или металлических досок. В основном, изображения контурные, без штриховой проработки форм, предназначавшиеся для последующей раскраски от руки. Стиль этих ранних гравюр определяет готическая традиция. Это проявилось в трактовке образов, монотонных, одинаковой ширины линиях, то угловато-ломких, то несколько смягченных.

В отличие от живописи и скульптуры, где уже четко наметились творческие индивидуальности таких мастеров, как Клаус Слютер, Ангерран Ша-рантон, Симон Мармион и Жан Фуке, гравюра вплоть до начала 16 века оставалась в пределах коллективного народного творчества и имела вид народной картинки. Гравюры исполнялись безымянными резчиками, мастерство которых не выходило за пределы ремесленного творчества. В них нет уверенности произведений зрелого искусства, они разнородны, а в острой и яркой выразительности и фантастической сказочности образов большую роль играют элементы фольклора и народных сказаний.

Длительная жизнь французской гравюры в пределах народного творчества накладывает отпечаток на характер и темпы ее развития в 16 столетии, когда Франция, как и ряд других западноевропейских стран, была охвачена ренессансно-гуманистическим движением, затронувшим различные стороны духовной жизни страны. Это был период расцвета науки, литературы, искусства. В литературе в эти годы работают Франсуа Рабле и Пьер Ронсар, в живописи — Франсуа Клуэ, в архитектуре — Фелибер Делорм и Пьер Леско. Гравюра этого столетия не сразу достигла уровня других видов художественного творчества и в какой-то мере ей поначалу отводилась второстепенная роль. Слабый профессионализм, техническая отсталость и примитивность производственного процесса не отвечали требованиям времени.

 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства