Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Возникновение новых городов
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Возникновение новых городов

Печать

В эпоху Возрождения европейская мысль неоднократно обращалась к идее совершенного города. Отчасти в этом проявлялся гуманистический поиск идеала, отчасти — неудовлетворенность действительностью. Франция не оста­лась в стороне и здесь: проект идеального города набрасы­вает Бернар Палисси, свое представление о нем дает в опи­сании Телемского аббатства в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. Но эти проекты остаются не больше чем мечтой, утопией: реальных условий для создания подобных городов не было. Однако идеи планомерного и организо­ванного градостроительства носятся в воздухе. Массив Лувра и Тюильри в сердце Парижа положил начало воз­никшему позднее внутригородскому ансамблю; на грани XVI и XVII веков оба берега Сены соединились новым мостом, в отличие от средневековых, свободным от домов и лавок и предназначенным только для движения; XVII век умножит эти примеры. А пока градостроительная практика наталкивалась на серьезные трудности. Чаще всего архи­текторы имели дело со старыми, уже сложившимися ранее городами. Даже бурно растущий Париж, где к началу XVI века насчитывалось около 300 тысяч жителей, остает­ся средневековым городом с кривыми улицами, тупиками, тесными перекрестками, бессистемно возникшими кварта­лами. Заботы о его благоустройстве ограничиваются правительственными указами, предписывающими производить застройки только по прямой линии, да по эдикту 1555 года сносят выступы здании, слишком сильно выдающихся на улицу.

Новых же городов в XVI веке возникло немного. Это были либо города-крепости типа Виль-Франш-на-Маасе или Рокруа, укрепившие восточные границы Франции от агрессии Габсбургов, либо редчайшие новые экономические центры. В строгой геометрии звездчатых или сетчатых планов крепостей отразилась их оборонная специфика: пря­мые улицы облегчали движение по городу в момент тре­воги, на центральной площади сосредоточивалась артилле­рия, дававшая залпы вдоль лучей улиц в сторону подсту­павшего неприятеля. Но у этих городовкрепостей не было перспектив для развития: опасности пограничной жизни отпугивали население.

Иное дело — экономические центры, такие, как Гавр. Удобное местоположение в устье Сены, на берегу Атлан­тики, куда теперь переместились торговые пути, привлекало внимание короля и купцов к маленькому поселению. Оно было заново спроектировано и увеличено. Новый город вписался в квадрат с двумя основными улицами, пересе­кающимися на центральной площади. С тех пор Гавр стал одним из основных портов в развивающейся торговле с Вос­током и Новым Светом.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства