Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Взаимодействие гравюры с рисунком
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Взаимодействие гравюры с рисунком

Печать

Иллюстрация к «Сонетам» Петрарки. 1952 Судьбу гравюры нельзя рассматривать вне системы ее взаимодействия с рисунком. Но, несмотря на то, что 1940-е — первая половина 1950-х годов была отмечена активным развитием как станкового, так и книжного рисунка, в эти годы в гравюре создавались произведения, обозначившие не только определенный этап в истории этого искусства, но и наивысший взлет творчества мастеров, уже вполне сложившихся. К таким произведениям относятся иллюстрации А. Д. Гончарова к «Сонетам» Петрарки (1952). Не выходя из русла традиции школы московской ксилографии, он нашел свою интерпретацию ренессансной поэзии, активную, темпераментную. К этой теме художник вернулся позднее, оформив в серии «Сокровища мировой поэзии» книгу «Песни Франческо Петрарки» (1963). Если в работах Фаворского всегда узнается рука скульптора, то в гравюрах Гончарова — живописца.

На развитие послевоенного эстампа в целом во второй половине 1940 — первой половине 1950-х годов оказали большое влияние традиции цветной линогравюры В. Д. Фалилеева. К технике линогравюры в послевоенные годы обратился Михаил Владимирович Маторин. Станковым гравюрам Маторина присущ живописный декоративизм («Кремлевские куранты», 1947). Будучи в технике ксилографии учеником И. Н. Павлова, художник еще в 1930 — 1940-е годы активно работал в книге. Им оформлены такие издания, как «Утопия» Т. Мора (1931), «Письма» Рубенса (1933), «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского (1938).

В 1940 — начале 1950-х годов в технике цветной линогравюры работал и Илья Алексеевич Соколов («Кузьминки», 1937; серия «Дважды орденоносный завод «Серп и молот», 1949). В линогравюрах, исполненных в 1950-е годы, художник запечатлел исторические места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина.

В середине 1960-х годов вновь изменились соотношения между книжной и станковой графикой, между высокой гравюрой, литографией и офортом.

Ведущим видом гравюры вновь, как и в послевоенные годы, стала станковая гравюра. Все ее техники использовались равномерно. И если существовал еще количественный примат линогравюры, так это объяснялось лишь тем, что для начинающих художников этот материал был доступнее других. Учитывая утилитарную роль станковой гравюры, создаваемой в расчете на то, чтобы войти в жизнь человека как настенная гравюра, предназначенная для интерьеров индивидуальных квартир и общественных учреждений, художники развивали в ней такие качества, как декоративизм, способность «организовать» плоскость стены, монументальность.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства