Главная arrow История arrow Голландский офорт 17 века arrow Якоб Рейсдаль и его офорты
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Якоб Рейсдаль и его офорты

Печать

Рейсдаль оставил чуть менее десятка офортов, причем не все они равноценны. Но в лучших из них он обнаруживает тонкое понимание специфики офорта.

Его лесные пейзажи покоряют своей мощью. В них есть близость к отдельным листам Сегерса, но Рейсдаль дальше развивает тему стихийной жизни природы. Рейсдаль гравирует тонкой иглой, позволяющей добиваться большой прозрачности в оттиске и оттенять отдельные места композиции сильными цветовыми акцентами.

Напряженные ритмы стволов никогда не подчеркиваются художником, их почти целиком закрывает тонкая паутина листвы. Если присмотреться к его офортам, то видно, что Рейсдаль пользуется в основном двумя формами штрихов — полукруглыми и удлиненными. И из этих элементов складывается та тяжелая и вместе с тем прозрачная масса листвы, которая заполняет его офорты. В гравюрах словно бы воплощается стихия, вышедшая из повиновения человеку; это обычно заброшенное человеком место, где растения как бы стремятся отвоевать расчищенное пространство. Отсюда такая неудержимость их движения, их стремление окружить хижины, перебраться на другой берег ручья.

Офорты Рейсдаля, Путешественники. Около 1650

Офорты Рейсдаля строятся, как правило, на диагональной композиции, что усиливает ощущение напряженного движения. Светлые и темные массы штрихов легко, почти незаметно переходят одна в другую, все штрихи сплетаются в сложную вязь, какое-то органическое сплетение, максимально далекое от расчетливого декоративизма гравюр В. Бейтевега.

Болотные пейзажи Рейсдаля сильнее насыщены цветом, штрих в них измельчается, свет скользит и мерцает. Здесь сплетение линий гораздо более прихотливое, нервное, заполняющее плоскость листа; оно как бы насыщается атмосферой — влажной и тяжелой.

Офорты Рейсдаля относятся к лучшему, что создано в голландском офорте, и по своей зрительной привлекательности, и по естественности и искусности владения техникой офорта, наконец, по тому особому чувству живой и неукрощенной природы, которое наполняет эти листы.

Именно этой силы восприятия природы и своего индивидуального лица нет у всех остальных голландских пейзажистов, работавших в офорте. Все эти мастера специализировались на изображении определенных пейзажных мотивов, вырабатывали свои, близкие друг другу приемы.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства