Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Ярчайшие достижения французского искусства
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ярчайшие достижения французского искусства

Печать

От дробных цветовых поверхностей XIII и первой поло­вины XIV века витражисты в конце этого столетия и начале следующего переходят к применению более крупных стекол. Одиночная фигура занимает теперь целую створку окна, вместо насыщенных контрастирующих красных и си­них цветов их одежды окрашены в нежные бледно-розовые, голубые, изредка оживленные светло-красным. В фонах преобладает недавно изобретенный желтый в сочетании с неокрашенным стеклом, которое тоже только в XIV веке научились делать без зеленоватого или голубоватого оттенков. Черты лиц, орнаменты, детали прописывались темно-серы­ми красками. Через такие витражи свет легче проникал в помещение, сами же изображения становились обобщен­нее, целостнее. Жизнерадостное высветление цвета стекол созвучно аналогичному процессу в миниатюре, с которой витраж сближается и изяществом силуэтов, и подчеркну­той линеарностью. Вплоть до середины XV века и в Бурже, и в мастерских Нормандии и Мулена создаются витражи именно такого типа.

К ярчайшим достижениям французской культуры на­чала XV века относится скульптура Бургундии. Ее герцоги были крупнейшими меценатами, и это неудивительно: ведь в их владения входили обширные и богатые французские и нидерландские территории. Исключительное положение представителей этой ветви Валуа делало их могущественными правителями, разжигало в них жажду власти, често­любивые мечты о французской короне. Роскошь их дво­ра соперничала с королевской. На них работали лучшие мастера не только Франции, но и Севера, то есть Нидер­ландов. Многие из уже упоминавшихся ранее художников прибывали в Париж, где выполняли заказы бургундского герцога.

Огромное значение для всего французского искусства имело строительство монастыря Шанмоль; Филипп Храб­рый задумал его как некрополь для себя и своей семьи. В 1385 году близ Дижона, столицы герцогства, был зало­жен «. . .монастырь, дом и место для 24 монахов и 5 брать­ев и их приора ордена картезианцев». К несчастью, от раз­рушения, постигшего монастырь в конце XVIII века, уцелело лишь несколько фрагментов: скульптурное оформ­ление портала собора, постамент композиции с Голгофой и надгробие Филиппа Храброго.

Строительство Шанмоля велось с размахом: изо всех подвластных герцогу провинций пригласили мастеров раз­ных профессий, строительные материалы привозились из Италии, Голландии, Франции. Руководить всеми работами герцог поручил королевскому архитектору Друэ де Даммар-тену и скульптору Жану де Мервилю. Последний, однако, вскоре умер, и с 1389 года его заменил уроженец города Гаарлема Клаус Слютер.

Подпись:
18. Клаус  Слютер. Портал церкви монастыря Шанмоль. Кон. XIV века

Сначала Слютер работал над оформлением портала со­бора. У столба, делящего вход на две части, он поставил статую богоматери с младенцем; с обеих сторон от входа — коленопреклоненных герцога и его жену со святыми патронами Иоанном Крестителем и Екатериной, представляющих их покровительству небесной царицы.

Динамичные позы святых противопоставлены молитвен­ной созерцательности донаторов. Характеру движения фи­гур полностью подчинено движение складок одежды, плав­ное течение тканей, облекающих тела герцогской четы; ниспадающие в каскадном беге, внезапно меняющие направление, скрещивающиеся складки одеяний богоматери и святых. Глубокие провалы и рельефные выпуклости этих напряженных форм рождают энергию мощных светотене­вых контрастов. К тому же скульптура отрывается от стены, служащей ей всего лишь фоном, и не воспринимается уже как часть архитектуры. Необычайно убедительны в своей психологической индивидуальности портреты герцога и герцогини. Филипп — энергичен, но сдержан, его жена сурова, холодна, высокомерна, что вполне подтверждается словами хроникера Фруассара: «Мадам де Бургонь была очень властна и довольно зла».

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства