Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Забота о комфорте и убранстве жилища
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Забота о комфорте и убранстве жилища

Печать

Но уже со времен Карла V все настойчивее заявляет о себе желание жить удобнее, с комфортом, получать от жи­лища всевозможные удовольствия. Пока еще этого доби­ваются не путем конструктивных изменений, а за счет уве­личения площади парадных и жилых помещений и их обильной декорировки живописью, каменной и деревянной раскрашенной скульптурой, шпалерами, тканями, мебелью.

Королевская цитадель — Лувр все больше становился пышной резиденцией. Широкая лестница торжественно ве­ла в парадные залы, недалеко от них располагались специ­альные залы для коллекций, рядом с апартаментами короля и королевы находились ванные комнаты. Поистине коро­левским блеском отличались резиденции герцога Бургунд­ского в Дижоне или герцога Беррийского в Пуатье и Бур­же. Парижский Отель Сен-Поль, возведенный Карлом V восточнее Лувра, совмещал в себе роскошь городского дворца и радости сельского замка: его отделял от города большой сад со зверинцем.

Надо, впрочем, заметить, что внешне и Лувр, как о том свидетельствуют его старинные живописные и миниатюрные изображения, и другие замки оставались прежде всего средневековыми крепостями.

 

6. Братья Лимбурги. Октябрь. Миниатюра из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (на втором плане — Лувр эпохи Карла V). 1411 —1416

К сожалению, ни Луврский замок, ни Отель Сен-Поль уже не существуют, и это можно сказать о большинстве современных им памятников. А те немногие, что мы мо­жем видеть, редко имеют первоначальный вид и несут на себе следы многочисленных переделок.

Практическая забота о комфорте и убранстве жилища — в строительстве, обращение к методу работы с натуры (знакомому древним, но забытому в средние века) —в жи­вописи и скульптуре, — главные признаки нового в искус­стве Франции конца XIV века. Происходит нарастание реалистических и светских тенденций. Пока — всего лишь в форме отдельных накоплений, деталей, частностей. И только в XV столетии — в период Раннего Возрождения они объединились в целостную систему изображения реаль­ного мира. Однако на всем протяжении этого века французское искусство сохраняет и готическую оболочку. Большинство художников продолжает специализироваться в видах искусства, рожденных средневековьем и неотделимых от архитектуры, — монументально-декоративной скульпту­ре и витраже, а также в иллюстрировании рукописных книг и ювелирном искусстве. Станковая живопись, успех кото­рой всегда связывается с Возрождением, еще только наби­рала силу и во многом зависела от традиций миниатюры и скульптуры. Архитектура оставалась верной каркасной конструкции и стрельчатой арке. В отличие от Италии, Франция вплоть до XVI века не искала вдохновения или примера в античности, но преображала и развивала реали­стические тенденции позднеготического искусства.

Особенно важное значение для формирования француз­ской художественной культуры Возрождения имел рубеж XIV—XV веков, на который приходится творчество ряда выдающихся мастеров. Деятельность некоторых из них свя­зана с так называемой «парижской школой».

В девяностые годы XIV и первые годы XV века Париж оставался наиболее крупным культурным центром Фран­ции. Мало того, на нем вообще фокусировалось внимание всей северной Европы. Столица с одним из самых пышных дворов, средоточие торговли и ремесел, интеллектуальный центр с прославленной Сорбонной, Париж притягивал и знатных, и купцов, и ученых, и художников. Политика ди­настических браков соединяла нитями родства обширный род Валуа с дворами Германии, Италии, Англии. Вместе с молодыми принцессами приезжали их придворные, слуги, поэты и живописцы. Дворы герцогов Людовика Анжуй­ского, короля Неаполитанского и Людовика Орлеанского, женатого на дочери миланского герцога Валентине Вискон­ти, были проводниками итальянских вкусов; в окружении Филиппа Бургундского, женой которого была принцесса Фламандская,   преобладали  нидерландцы и  немцы. Как приезжие, так и местные мастера привлекались то королем, то кем-нибудь из герцогов и переезжали из Парижа в Ди-жон, оттуда в Бурж или Пуатье. Париж, разумеется, при­влекал не одних только придворных художников.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства