Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Живописец Антуан Ватто

Печать

С переломом во вкусах возникает интерес к жанровой тематике, ранее почти отсутствовавшей. Если в 17 веке Версаль был центром художественной жизни и законодателем мод, то в 18 веке эта роль переходит к Парижу. Высокий уровень искусства обусловил ведущую роль Франции среди западноевропейских стран. Новые социальные и экономические отношения создали благоприятную почву для расцвета гравюры, которая начинает завоевывать себе большие права, идя в ногу с другими видами изобразительного искусства. Интерес к гравюре, ее успех были обусловлены ростом молодого класса буржуазии и его культурными потребностями. Начиная с 1730-х годов художественные салоны посещаются не только аристократами и представителями финансовой буржуазии, но и мелкими и средними буржуа. Дух коллекционирования захватил разные слои общества. Если картина и наравне с ней рисунок становятся принадлежностью богатой буржуазной обстановки, то воспроизводящая их гравюра начинает проникать в скромные гостиные представителей средней буржуазии. Живописные произведения, особенно те из них, которые пользовались наибольшим успехом у публики, всегда находили своих граверов.

Первым мастером, внесшим значительный вклад в гравюру 18 века, был живописец Антуан Ватто. Его живописное творчество привлекло многих граверов. Большую роль в воспроизведении картин Ватто сыграл Жан де Жюльен — гравер-любитель и пламенный почитатель его искусства. Опасаясь, что картины Ватто могут быть рассеяны по всем странам, среди любителей-коллекционеров или в музеях, он задался целью воспроизвести в гравюре все произведения Ватто. Жюльен объединил вокруг себя большую группу лучших граверов того времени, которым была поручена эта работа. Среди них был и молодой в то время живописец и гравер Франсуа Буше. Эстампы, большая часть которых появилась в период между 1727 — 1735 годами, были объединены в два тома: всего более 270 листов. В это издание, получившее название «Loeuvre grave dAntoine Watteau», Жюльен включил и офорты, созданные самим Ватто. В листе «Актеры итальянской комедии» Ватто исполнил основной рисунок в технике офорта, а гравер Жан Батист Симонне закончил его резцом. В этот же том входили и две серии офортов, воспроизводящих рисунки: «Figures de modes» и «Figures fran? aises et comiques», некоторые из этих изображений гравированы Ватто; кажется, что мастер едва касается доски иглой, так легки и воздушны пронизанные лучами солнца изящные женские фигурки.

В 1726 — 1728 годах Ж. де Жюльен предпринял двухтомное издание, в которое входили офорты с рисунков Ватто. Оно носило название «Fi-gures de differents caracteres». В нем участвовали до пятнадцати граверов-профессионалов и просто любителей. Свыше ста листов (из общего числа 351) исполнил Ф. Буше, но его офорты не отличались от работ его коллег. Трудно было офортной линией передать сложность рисунков А. Ватто, сделанных черным мелом, сангиной или в технике «трех карандашей».

Ж. де Жюльен принимал все меры для улучшения и ускорения работы граверов. Он поселил их в своем доме, обеспечил питанием, неустанно следил за их работой, давал советы, так как помимо художественного вкуса он обладал и знаниями в области техники гравюры. Наиболее удачно были исполнены листы «Вывеска Жерсена» Пьером Авелином, «Отплытие на остров Киферу» Никола Анри Тардьё, «Венецианские празднества» (1732) Лораном Карсом, «Рассказчик» Шарлем Никола Кошеном Младшим, «Очарованный остров» Жаком Филиппом Леба. Эти мастера, столкнувшись с живописью Ватто, поняли, что его произведения нельзя гравировать так, как они гравировали с картин братьев Куапелей, Ж. Жувене или Ш. де Лафосса. Не строгий жесткий резец, а легкий офорт мог лучше передать изогнутые линии, характерные для стиля рококо, мягкие очертания окутанных дымкой туманных далей, игру света и тени на листве деревьев, фигуры изящных персонажей «галантных празднеств». Основной рисунок граверы воспроизводили тонкими линиями офорта, и на долю резца приходилось только некоторое усиление штрихов. Способ этот был известен, но он получал иные решения при соприкосновении с новыми оригиналами. Черным и белым граверы прекрасно передавали колористические особенности произведений, умело используя светлый тон бума- ги для передачи яркого света солнца или блеска белых шелковых тканей.

Это было поколение граверов, родившихся или в самом конце 17 или в начале 18 века и достигших зрелости к моменту работы над картинами Ватто. Восприняв и усовершенствовав манеру гравирования в технике резца и офорта, они положили начало новой трактовке воспроизводимых оригиналов. Многие граверы пошли по их пути. Среди мастеров, исполнявших гравюры с картин живописцев, последователей А. Ватто, Н. Ланкре и Ж.-Б.-Ф. Патера, были такие мастера, как Л. Каре, Ш. Дюпюи, Ж.-Ф. Леба и другие.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства