Главная arrow Русские древности arrow Значение истоков русского искусства
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Значение истоков русского искусства

Печать

Еще в напечатанном в 1899 году издательском предисловии к реферату Н. П. Кондакова «О научных задачах истории древнерусского искусства» было весьма проницательно отмечено значение выводов Кондакова для истории русского искусства. Указывалось, что вопреки установившимся в отечественной и западноевропейской науке взглядам, Кондаков писал «о высоком культурном развитии древней домонгольской Руси» и как «глубокий знаток памятников искусств не только западноевропейского всех эпох, но и восточного (Средней и Передней Азии) и византийского во всех его проявлениях» Кондаков первым доказал «самостоятельность художественной промышленности (Руси), даже в области столь тонких технических художеств, какова, например, перегородчатая эмаль». Им же опровергнуто мнение «будто эти (Владимиро-Суздальские) редкие по красоте памятники искусства не имеют почти значения для русской археологии, как произведения чужих, немецких мастеров». Именно Кондаков указал и на «вернейший путь» истолкования барельефных украшений домонгольских храмов. В лице Кондакова русская наука стала впервые вносить поправки в историю искусств Византии и стран Центральной Европы, исторически связанных с Россией и Востоком.

Истоки русского искусства имели для историков русской художественной культуры первостепенное значение. Их нельзя было искать, не заглядывая и в истоки византийского искусства. Если Виолле-ле-Дюк писал, что византийцы «отрешились от традиций римской скульптуры для сближения с декоративным искусством Азии и Греции последнего времени. Происхождение этой орнаментации несомненно восточное», то Кондаков решал проблему «Восток или Запад» (относительно источников византийского искусства) иначе. Согласно Кондакову «эта античная основа была только вначале римская, в V столетии она уже носит явные признаки греческого характера и представляет, очевидно, временное оживление стиля в собственной Греции и странах, усвоивших его на Востоке... Перемена римской основы заключалась в том, что декоративная сторона византийского искусства сложилась в особый вид из художественных элементов Египта, Персии и Средней Азии». Позже ученик Кондакова крупнейший византиновед нового поколения русских ученых Д. В. Айналов показал, что в ранневизантийском искусстве нетрудно заметить напластования форм александрийского, критского, сирийского и палестинского происхождения. Очень определенны элементы сасанидского стиля, уводящие в Иран и па Кавказ, наконец, «арабского», и все же общей основой византийского искусства было эллининистическое искусство стран христианского Востока. Оно имело свои местные корни, сплетавшиеся с другими, возникшими па общей с ним почве отпрысками.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства