Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Зодчие вкладывали весь опыт и мастерство
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Зодчие вкладывали весь опыт и мастерство

Печать

А зодчие, в свою очередь, вкладывали весь опыт и ма­стерство, чтобы возведенное ими здание действительно украшало город и служило его славе. Ратуши Арраса, Сен-Кантена, Компьена каждая имеет свое неповторимое лицо, и их башни гордо возвышаются над окружающими построй­ками. Нетрудно вообразить, как сильно проиграли бы без них городские площади.


А зодчие, в свою очередь, вкладывали весь опыт и ма­стерство, чтобы возведенное ими здание действительно украшало город и служило его славе. Ратуши Арраса, Сен-Кантена, Компьена каждая имеет свое неповторимое лицо, и их башни гордо возвышаются над окружающими построй­ками. Нетрудно вообразить, как сильно проиграли бы без них городские площади.

23. Жан Рамо. Госпиталь в Боне. 1443—1448

По старой традиции на общественные деньги или пожертвования богатых сограждан в городах нередко строи­лись дома призрения и больницы. Самый известный го­спиталь XV века, сооруженный на средства бургундского канцлера   Никола   Роллена,   находится   в   городе Боне.А зодчие, в свою очередь, вкладывали весь опыт и ма­стерство, чтобы возведенное ими здание действительно украшало город и служило его славе. Ратуши Арраса, Сен-Кантена, Компьена каждая имеет свое неповторимое лицо, и их башни гордо возвышаются над окружающими построй­ками. Нетрудно вообразить, как сильно проиграли бы без них городские площади.
 Хорошо продуманный план комплекса показы­вает, что здесь заботливо учитывались все нужды учреж­дения. Больничные помещения и службы изолированы от городского шума и размещены вокруг закрытого и тихого двора, вымощенного камнем, где находились колодец и умывальни. Фасады двора оформлены колоннадой, несу­щей крытую галерею, которая препятствует прямому по­паданию света во внутренние помещения. В одном из крыльев находится обширная палата для бедняков, закан­чивающаяся молитвенной капеллой. Рядом отдельные палаты для больных, плативших за уход и лечение. При госпитале имелись кухня, аптека, кельи монахинь, обслу­живавших больных. И словно заботясь о настроении па­циентов, строители сделали здание нарядным и веселым:


они покрыли крутые скаты крыши многоцветной черепи­цей, уложив ее в затейливый жизнерадостный орнамент, а килевидный деревянный свод главной палаты расписали яркими красками.

Среди частных городских домов все чаще начинают появляться напоминающие замки каменные строения со сложным планом и изысканной декорировкой. Они, как правило, принадлежали наиболее богатым купцам и финансистам, деловые качества которых открывали дорогу к вы­соким административным должностям. Приближенные ко двору, принимающие участие в управлении государством крупные буржуа ни в чем не хотели уступать феодальной знати.

В 1453 году королевский банкир, управляющий государственными финансами, крупнейший купец, корабли которого бороздили Средиземное море, Жак Кёр построил дом в городе Бурже. В асимметричности плана, отчасти обусловленной формой участка с остатками преж­них строений, в прихотливом соединении башен и разновысотных частей здания с самостоятельными, то высокими, то низкими кровлями, в неожиданном соседстве широких и узких, больших и крошечных окон не сразу угадывается логика архитектора. Она проясняется при знакомстве с внутренней планировкой, и то, что казалось странной слу­чайностью, капризом, находит объяснение в заботе о ком­форте. Автор дома Жака Кёра еще чужд стремлению к внешней упорядоченности и равномерности ритма, которые характеризуют современную ему ренессансную архитектуру Италии, но в вопросах практического удобства он следует трезвому расчету и тщательно продумывает все детали. В равной мере он учитывает и бытовые потребности, и требования представительства, связанные с характером деятельности и общественным положением владельца дома.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства